Лекция 4. Фонологическая система современного русского языка.


Не фонемы (разные звуки, не являющиеся репрезентантами фонем)

История возникновения в немецком языке лабилизованных

[u:] + [i] è[y:] (Duisburg,)

[ʊ] + [i] è[ʏ]

[o:] + [i] è[ø] (König)

[ɔ] + [i] è[œ]

 

 

Один звуковой вариант = 2-3 фонемы

[hirt] Hirt — [kint] Kind;

[Р'ЪДА-ВОЙ] рядовой — [Л'ЪГКАВОЙ] легковой — [Т'ЪП’ЭР']

теперь.

 

 

Один звук = варианты разных фонем

[ba:t] er bat (t =фонема) _—[ba:t] das Bad (t = не фонема).

 

 

Смыслоразличительный характер = фонемный статус

Фонемы Beeren –Bären

wehre – wäre

stehlen – stählen

 

hämisch [e:] и [ɛ:],

Mädchen [e:] и [ɛ:],

spat [e:] и [ɛ:] – это.

 


 

 

План.

1. Звук и фонема.

2. Соотнесение фонемы и аллофона.

3. Сильные и слабые позиции фонем.

4. Гиперфонема.

5. Учение о фонеме Московской и Петербургской фонологических школ.

Речевой аппарат человека может произнести огромное количество самых разных звуков. Экспериментально доказано, что один и тот же звук ни один человек не может в точности воспроизвести. Каждый раз он произносит звук по-новому. Эти звуки могут отличаться силой, длительностью, высотой, дефектами речи. Если в аудитории 60 человек произнесут звук [р], это будет 60 разных звуков. Их артикуляционно-акустические характеристики будут различаться. Однако считается, что был произнесен один и тот же звук, и слушатель воспримет не 60 разных звуков, а один. Аналогично в словах труд, работа в первом случае произносится [р°] огубленный, а во втором – [р] обычный. Почему же для слушающего эти звуки одинаковы?

Некоторых различий человеческое ухо просто не слышит, так как они не являются важными для нас. Слово рис можно произнести [р´ис] и [р и-и-и с], однако для русского человека это будет одно и то же слово с одинаковым гласным [и]. Хотя англичанин различает долгий и краткий гласный звук.

Экспериментально доказано, что в нашем языковом сознании звук представлен не точкой, а зоной восприятия. Все звуки, находящиеся в пределах этой зоны, воспринимаются как один и тот же звук. Таким образом, в лингвистике принято различать звук речи и звук языка. Звук речи – это конкретный звук, произнесенный конкретным лицом в конкретном случае. Это точка в артикуляционно-акустическом пространстве. Звук языка – это множество звуков речи, близких друг к другу в артикуляционно-акустическом отношении и отождествляемые говорящими. Это звуковой тип, эталон звука, существующий в языковом сознании говорящего. Звуки языка иначе называют фонемами.

Фонема противопоставлена звуку речи как абстрактная единица конкретной. Фонема– идеальная единица, звук речи – материальная. В речи фонема реализуется в каком-либо конкретном звуке. Например в слове лес <э> реализуется в звуке [э], а в слове лесной <э> - [иэ]. В однокоренных словах воды, вода, водяной одна и та же фонема <о> представлена в трех разных звуках: [о], [^], [ъ]. Фонема <с> может быть представлена в звуках [с], [з], [ш], [ж]: съехать, сбросить, сшить, сжить.

Фонемы существуют в нашем языковом сознании как единые комплексы звуков. Есть несколько определений фонемы. Фонема – это звуковой тип, класс физически сходных звуков. Фонема – это единица звукового строя языка, представленная рядом позиционно чередующихся звуков, которая служит для опознавания и различения слов и морфем.

Звуки, в которых реализуется в речи фонема, называются аллофонами(от греческого αλλοσ ‘другой’ и φωνή ‘звук’). Каждый аллофон соотносится с определенной позицией в слове, так что разные аллофоны не встречаются в одной и той же позиции. Например, фонема <а> может быть представлена аллофонами [а], [^], [ъ], но [а] встречается только под ударением: варит, парит, жарит, катит. Фонема <д> может быть представлена в вариантах [д] и [т], но первый звук реализуется в сильной позиции, а второй – в слабой: пруды – пруд, труды – труд, кода – код.

Фонемы выполняют две функции – различения (сигнификативную) и функцию узнавания (отождествления, перцептивную).

Сигнификативная функция заключается в способности фонем различать разные слова и морфемы. Например, бар, вар, дар, жар, пар различаются начальными фонемами <б>, <в>, <д>, <ж>, <п>. Слова кот – ток различаются последовательностью фонем. Слова бар, бор, бур различаются гласными фонемами. Причем выведена очень четкая закономерность:разные фонемы встречаются в одной и той же позиции, а аллофоны одной и той же фонемы – в разных. Сравните: сад – суд, рад – руда варианты [c] [р] всегда встречаются перед неогубленными гласными, а варианты [c°] [р°] – перед огубленными.

С другой стороны, корни в словах залез, залезу, залезать мы воспринимаем одинаково, то есть отождествляем, хотя произносим их по-разному [л´эс], [л´эз], [л´иэз]. У этих корней хотя и разный звуковой состав, но одинаковый фонемный состав, поэтому мы их отождествляем.

Отождествление происходит благодаря тому, что фонемы способны выполнять перцептивную функцию.

Выделяют также конструктивную функцию фонем, так как они являются строительным материалом для слов и морфем.

В слове фонема может находиться в сильной или слабой позиции. Позиция является важной характеристикой фонемы. От позиции зависит, в каком аллофоне будет представлена фонема. Позиция – это положение фонемы в слове по отношению к ударению, другой фонемы, структуре слова в целом. Сильные позиции – те, в которых фонема наилучшим образом выполняет свои функции. Это позиция максимального различения фонем. В сильной позиции фонема представлена в своем основном аллофоне. Для гласных это позиция под ударением. Сравните: вол – вал, сом – сам. В этих словах четко слышны звуки [о], [а] – основные варианты фонем <о>, <а>.

Слабая позиция – это позиция неразличения фонем. В этих позициях различается меньшее количество языковых единиц. Например, произношение [л´иэса] соответствует словам леса и лиса. В слабой позиции не различаются фонемы <э>, <и>. В слабой позиции происходит совпадение двух и более фонем. Иначе говорят, что в слабых позициях происходит нейтрализация фонем.

Нейтрализация – это устранение различий между фонемами в определенных позиционных условиях.

Для гласных сильной позицией является позиция под ударением, а слабой – позиция без ударения.

У согласных фонем различают сильные и слабые позиции по звонкости-глухости и твердости-мягкости.

По звонкости-глухости сильными являются:

1) позиция перед гласными [ж]ар/[ш]ар, [д]ом/[т]ом, ро[з]ы/ро[c]ы, ла[в]а/ла[ф]а;

2) позиция перед сонорными [п]раво/[б]раво, [с]лой/[з]лой;

3) перед [в], если за [в] следует гласный или сонорный [т]ворец/[д]ворец, [с]верь/[з]верь. Если за [в] следует шумный, то позиция слабая. Сравните: под вбитым – от вбитого <д>/<т> не различаются.

Слабыми являются:

1) позиция конца слова: луг [лук]/лук [лук], код [кот]/кот [кот], лез [л´эс]/лес[л´эс];

2) позиция перед шумным: везти [в´иэст´и]/вести [в´иэст´и], дужка [душка]/душка [душка].

По твердости-мягкости сильными являются:

1) позиция конца слова: бра[т]/бра[т´], да[л]/да[л´], жа[р]/жа[р´], ко[н]/ко[н´]. Однако мягкие заднеязычные в этой позиции не встречаются.

2) перед всеми гласными, кроме <э>: [м]ал/[м´]ал, [н]ос/[н´]ос, [л]ук/[л´]ук;

3) перед твердыми согласными: го[р]ка/го[р´]ко, ре[тк]о/ре[т´к]а;

4) для <л> - <л´> перед всеми согласными: во[л]на/во[л´]на, га[л]ка/га[л´]ка, мо[л]чи/ма[л´]чик.

Все остальные позиции являются слабыми, а именно:

1) позиция перед <э>, хотя в последнее время благодаря заимствованиям намечается тенденция противопоставления по твердости-мягкости согласных и перед <э>. Сравните произношение слов: метр/мэтр, постель/пастель;

2) позиция перед [j]: зверь, комар, но зверье, комарье;

3) перед мягкими согласными: лоза/лозняк, слизь/слизняк.

Чтобы узнать, какой фонеме соответствует звук слабой позиции в данной морфеме, надо изменить слово или подобрать слово с той же морфемой, чтобы слабая позиция в морфеме заменилась сильной. Так, [ъ] слабой позиции в слове волопас является вариантом фонемы <о>, которая в сильной позиции реализуется в варианте [о]. Этот принцип широко представлен в русском языке: корова /коров, дров/дрова.

Однако есть случаи, когда слабую позицию нельзя соотнести с сильной, чтобы установить фонему. Например, в словах авокадо, кочан, валидол, капуста, собака звуки [ъ], [^] могут представлять либо <о>, либо <а>, но какую именно – установить невозможно. В этом случае говорят о гиперфонеме <а/о>. Итак, гиперфонема выступает только в слабой позиции без соотнесения с сильной. В слове вокзал вариант [г] является представителем гиперфонемы <г/к>.

Учение о фонеме лежит в основе фонологии. Этот раздел языкознания возник в России в семидесятых годах 19 века. Фонология изучает функциональную значимость звуковой стороны языка. Основоположником фонологии был Иван Александрович Бодуэн де Куртенэ. Именно он ввел понятие фонемы, противопоставив ее понятию звука. На основе его идей возникло несколько фонологических школ. В настоящее время ведущие позиции занимают 2 школы – Московская фонологическая школа (МФШ) и Петербургская фонологическая школа (ПФШ).

МФШ ПФШ
1. Представители: Р.И.Аванесов, П.С.Кузнецов, М.В.Панов, Л.Л.Касаткин, Валерий Васильевич Иванов. 1. Представители: Л.Р.Зиндер, Л.В.Щерба, М.И.Матусевич, Л.В.Бондарко
2. Спорным является вопрос о количестве гласных фонем. Предметом спора является выделение фонемы <ы>
Не является самостоятельной фонемой, а рассматривается как вариант <и>, так как не встречается в начале слова и после мягких согласных, только после твердых: игра – сыграть. Таким образом, в данном учении насчитывается 5 гласных фонем. Фонема <ы> является самостоятельной единицей языка, так как возможно ее употребление в начале слова: ыкать, ыканье. Звук [ы] можно произнести изолированно, а звуки [ъ], [ь] изолированно произнести нельзя, поэтому они являются аллофонами. При раздельном произношении Ы в И не переходит. Исторически это разные звуки.
3. Спорным является вопрос о количестве согласных фонем. Выделять ли фонемы <г´>, <к´>, <х´>, <ж´> или рассматривать их как варианты фонем <г>, <к>, <х>, <ж>.
Выделяют 34 согласных фонемы. Эти фонемы не встречаются в конце слова, в сильной позиции по твердости-мягкости и не встречаются перед гласными непереднего ряда. Выделяют 37 согласных фонем. Есть слова, в которых эти фонемы встречаются перед гласными непереднего ряда: ткет, Гюго, кюре, Кельн. Это самостоятельные фонемы, но возникли они сравнительно недавно.
Исторически до 14 века заднеязычные <г>, <к>,<х> были всегда твердыми. Это отражалось в произношении. Наши предки произносили слова хитрый, хитить как хытрый, хытить. После 14 века наблюдается процесс смягчения заднеязычных согласных. В школе выделяют 37 согласных фонем, считая мягкие заднеязычные самостоятельными фонемами. <ж´> скорее орфоэпическая норма, данная фонема представлена только в словах вожжи и дрожжи.
4. Спорным является вопрос о характере (качестве) фонемы в слабой позиции. О характере фонемы в сильной позиции разногласий нет.
Когда фонема находится в слабой позиции, фонемная идентификация осуществляется на основе функционального критерия: в одну фонему входят все чередующиеся звуки, представленные в данной морфеме. Например, трава – травы <а>: [^]||[а]; дома – дом <о>: [^]||[о] Выделение фонемы в слабой позиции происходит на основе физиолого-акустического признака. В словах трава/дома выделяется одна и та же фонема <а>, а не разные фонемы <а>, <о>

Итак, москвичи считают, что чередуются варианты одной и той же фонемы. А питерцы – что чередуются сами фонемы.