Методы оценки эффективности систем электронного бизнеса
Основные понятия эффективности
Эффективность электронного бизнеса
Эффективность электронного бизнеса (коммерции) – категория меры соответствия достигнутых результатов с помощью технологий, приемов и правил электронного бизнеса целями совершаемых коммерческих операций с учетом затраченных ресурсов.
На практике показатели эффективности (измеряемые величины) сравнивают между собой или с некоторой нормой.
При выборе системы показателей возможны два подхода.
Первый подход состоит в поиске новых, не используемых ранее показателей эффективности. Второй подход – использование уже известных показателей эффективности применительно для электронного бизнеса.
Высокая эффективность обеспечивается за счет минимизации издержек обращения (ИО):
ИО = Ипп + Иио + Ип + Изк + Иск ,
где Ипп – затраты, связанные с постановкой проблемы;
Иио – затраты, связанные с информационным обеспечением;
Ип – затраты, связанные с обеспечением ведения переговоров;
Изк – затраты, связанные с обеспечением заключения контракта;
Иск – затраты, связанные с сопровождением контракта.
Существует несколько направлений, в которых оценивается СЭД:
1) Экономические показатели – учитывается экономический эффект;
,
где результат применения;
затраты на разработку и эксплуатацию;
Затраты на разработку включают в себя:
- Затраты на анализ и планирование;
- стоимость необходимого оборудования и ПО;
- вложения в организацию линий связи и закупку вспомогательного оборудования;
- затраты на обучение персонала.
Затраты на эксплуатацию включают в себя:
- зарплата персонала;
- закупка расходных материалов, ;
- арендная плата (помещения, домена и Интернет хостинга) ;
- расходы на рекламу.
2) Организационные показатели – определяется степень интеграции;
Показатели интеграции (Пи):
,
где количество функций, выполняемых совместно существующей и новой информационными системами;
общее количество функций, которые могут быть совмещены.
3) Маркетинговые показатели – оценивается продвижения проекта в Интернете.
3.1) Эффективность различных входов на сервер ()
,
где - число посетителей данного ресурса;
- общее число посетителей сервера.
3.2) Посещаемость каждой (i) Web-страниц сервера
(отношение посещений страницы к общему количеству страниц сервера)
3.3) Эффективность баннерной рекламы
- число посетителей «кликнувших» по определенному баннеру;
- общее число посетителей страницы .
3.4) Эффективность преобразования посетителей сервера в покупателей.
- число посетителей перешедших от просмотра к пакупке;
S – количество уникальных посетителей сайта.
3.5) Количество повторных посещений
So – общее количество посещений сервера
S – число уникальных посетителей сервера.