Методы оценки эффективности систем электронного бизнеса


Основные понятия эффективности

Эффективность электронного бизнеса

Эффективность электронного бизнеса (коммерции) – категория меры соответствия достигнутых результатов с помощью технологий, приемов и правил электронного бизнеса целями совершаемых коммерческих операций с учетом затраченных ресурсов.

На практике показатели эффективности (измеряемые величины) сравнивают между собой или с некоторой нормой.

При выборе системы показателей возможны два подхода.

Первый подход состоит в поиске новых, не используемых ранее показателей эффективности. Второй подход – использование уже известных показателей эффективности применительно для электронного бизнеса.

Высокая эффективность обеспечивается за счет минимизации издержек обращения (ИО):

ИО = Ипп + Иио + Ип + Изк + Иск ,

 

где Ипп – затраты, связанные с постановкой проблемы;

Иио – затраты, связанные с информационным обеспечением;

Ип – затраты, связанные с обеспечением ведения переговоров;

Изк – затраты, связанные с обеспечением заключения контракта;

Иск – затраты, связанные с сопровождением контракта.

 

Существует несколько направлений, в которых оценивается СЭД:

1) Экономические показатели – учитывается экономический эффект;

,

где результат применения; затраты на разработку и эксплуатацию;

Затраты на разработку включают в себя:

- Затраты на анализ и планирование;

- стоимость необходимого оборудования и ПО;

- вложения в организацию линий связи и закупку вспомогательного оборудования;

- затраты на обучение персонала.

Затраты на эксплуатацию включают в себя:

- зарплата персонала;

- закупка расходных материалов, ;

- арендная плата (помещения, домена и Интернет хостинга) ;

- расходы на рекламу.

2) Организационные показатели – определяется степень интеграции;

Показатели интеграции (Пи):

,

где количество функций, выполняемых совместно существующей и новой информационными системами;

общее количество функций, которые могут быть совмещены.

 

3) Маркетинговые показатели – оценивается продвижения проекта в Интернете.

3.1) Эффективность различных входов на сервер ()

,

где - число посетителей данного ресурса; - общее число посетителей сервера.

3.2) Посещаемость каждой (i) Web-страниц сервера

(отношение посещений страницы к общему количеству страниц сервера)

3.3) Эффективность баннерной рекламы

- число посетителей «кликнувших» по определенному баннеру;

- общее число посетителей страницы .

 

3.4) Эффективность преобразования посетителей сервера в покупателей.

- число посетителей перешедших от просмотра к пакупке;

S – количество уникальных посетителей сайта.

 

3.5) Количество повторных посещений

So – общее количество посещений сервера

S – число уникальных посетителей сервера.