Речь и коммуникативное поведение педагога


Большая роль речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опы­та нравственных взаимоотношений с людьми - факт бесспорный и доказанный многовековым существованием педагогической про­фессии. Еще со школьной скамьи каждый из нас запомнил образ любимого учителя А. С. Пушкина - профессора нравственного права Царскосельского лицея А. П. Куницына, который своими страстными речами, обращенными к сердцу и разуму лицеистов, воспитал у них «пламень» высоких гражданских чувств.

К. Паустовский, вспоминая своего педагога истории Клячина, особо выделял его умение рассказывать: он «бросал слова, как комья глины» и «лепил ими живые статуи». Все в них располагало к общению, вызывало доверие. И вам, ко­нечно же, хочется быть похожими на своих наставников и в этом.

В целом наша педагогическая профессия накопила хороший опыт словесного воспитания. Но за последние десятилетия в общественном сознании прочно укрепились и другие стереотипы речи, ком­муникативного поведения учителя: обязательно громкий голос, назидательный тон, безапелляционность оценок и замечаний, авторитарная манера предъявления требований. Появились даже выражения «говорить учительским тоном», «железные нотки учительского голоса», как правило, сопровождаемые либо резко отрицательным отношением говорящего к этому явлению, либо иронией. Распространение получили и «образцы» не всегда правильной, неубедительной речи педагога.

Речь педагога должна обеспечить выполнение задач обучения и воспитания школьников, поэтому к ней, помимо общекультурных, предъявляются и профессиональные, педагогические требования. Педагог несет социальную ответственность и за содержание, качество своей речи, и за ее последствия. Вот почему речь педагога рассматривается как важный элемент его педагогического мастерства.

Выражение «речь педагога» (синоним - «педагогическая речь»), как правило, употребляют, говоря об устной речи педагога (в отличие от речи письменной). Под устной речью подразумевают как сам процесс говорения, создания устных высказываний, так и результат этого процесса - устные высказывания. Устная речь учителя - это речь, создаваемая педагогом в момент говорения (в отличие от озвученной письменной речи, например чтение вслух параграфа учебника.

Педагогическая речь призвана обеспечить:

а) продуктивное общение, взаимодействие между педагогом и его воспитанниками;

б) положительное воздействие педагога на сознание, чувства уче­ников с целью формирования, коррекции их убеждений, мотивов деятельности;

в) полноценное восприятие, осознание и закрепле­ние знаний в процессе обучения;

г) рациональную организацию учебной и практической деятельности учащихся.