Определение, задачи и принципы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел.

ПОНЯТИЕ, РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.

Несмотря на различия в функциональных обязанностях сотрудников конкретных подразделений ОВД, занимающихся управленческой деятельностью или непосредственно предупреждением, раскрытием и расследованием преступлений, охраной общественного порядка, исполнением наказаний, их труд объединяет и отличает главная особенность – наличие такой составляющей, как сбор, обработка, анализ информации, выработка на этой основе различного рода решений в целях выполнения задач, поставленных перед органами внутренних дел. Это предполагает наличие в деятельности органов внутренних дел налаженного информационного обеспечения.

Основы существующего информационного обеспечения органов внутренних дел были заложены в 70-е годы прошлого столетия и ориентированы в направлении поддержки оперативно-служебной деятельности милиции на основе широкого использования информационно-коммуникационных технологий.

Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел – одно из направлений деятельности органов внутренних дел, состоящее в создании и поддержании в актуальном состоянии системы информации органов внутренних дел, в целях решения задач, возложенными на них законодательными актами Республики Беларусь.

Основными задачами информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел являются:

1. Определение необходимых для ОВД видов и объектов информации, форм ее представления и сроков поступления, а также ответственных за это.

2. Обеспечение информационного взаимодействия служб и подразделений ОВД.

3. Организация регистрации заданных параметров (показателей) функционирования системы ОВД и состояния объектов внешней среды.

4. Обработка первичной информации, поступившей в ОВД, систематизация и обобщение в установленные виды и формы.

5. Распределение поступившей и обработанной информации между службами, подразделениями, исполнителями согласно выполняемым ими функциям или конкретно решаемым задачам.

6. Обеспечение хранения поступившей информации, ее своевременный и релевантный поиск и выдача согласно запросам.

7. Внедрение технических средств сбора, обработки, хранения и выдачи информации в целях ускорения этих процессов и улучшения их качества.

 

Информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел строится в соответствии со следующими принципами:

1. конституционные:

- законности;

- соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

2. отраслевые (непосредственно отражающие сущность, назначение и особенности информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел):

- интенсификация информационных процессов;

- непрерывность и оперативность;

- единство (общность) системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел;

- функциональность;

- сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности;

Интенсификация информационных процессов, является наиболее общим принципом организации информационного обеспечения. Его использование предполагает максимально возможное устранение или нейтрализацию существующих в системе органов внутренних дел информационных барьеров, а также устранение других всевозможных помех и шумов.

Информационный шум - сообщение, хотя принятое и переработанное системой, но не имеющее значения для решения поставленных перед ней задач (т.е. не несущие информацию).

Устранение "семантических шумов" (сообщение принято, но не понято) и "прагматических шумов" (сообщение принято, понято, но не оценено как ценное для органа) достигается путем повышения общего и специального уровня подготовки работников органов внутренних дел, применением единой терминологии служебных документов.

Информационные барьеры - всевозможные причины, препятствующие нормальному течению информационных процессов.

В связи с этим в системе органов внутренних дел различают:

- географические барьеры, связанные с разобщенностью источника и приемника информации и локализуемые с помощью улучшения работы каналов связи;

- квалификационные барьеры, связанные с различием уровня общей и профессиональной подготовки источника и приемника информации, ликвидируемые путем повышения уровня подготовки личного состава, а также введением в радикально новые сообщения некоторого количества избыточной информации, способствующей лучшей усвояемости основного содержания сообщений;

- ведомственные барьеры, относятся к ведомственной разобщенности системы органов внутренних дел и объектов внешней среды, либо различных объектов внутри самой системы. Устраняются эти барьеры путем улучшения взаимодействия компонентов системы между собой и с объектами внешней среды;

- экономические барьеры, связаны с недостаточной обеспеченностью служб и подразделений органов внутренних дел современными средствами связи, обработки информации и прочей оргтехники;

- физические барьеры, связанные с определенными физическими возможностями человека в восприятии и переработке информации.

Принцип единства (общности) информационного обеспечения предполагает методическое единство организации и информационную совместимость массивов информации органов внутренних дел на всех уровнях, а также возможность их взаимосвязи с информационными массивами других правоохранительных органов, а также государственных и общественных организаций путем применения унифицированных форм обмена информацией. Использование этого принципа позволяет органам внутренних дел более полно и всесторонне использовать в организации борьбы с правонарушениями весь комплекс оперативной, учетной и отчетной информации, имеющейся как в системе органов внутренних дел, так и концентрирующейся в других правоохранительных органах, а также органах здравоохранения, образования и пр. Особое значение этот принцип приобретает в связи с созданием общегосударственных систем сбора и обработки данных.

Функциональный принцип организации информационного обеспечения предполагает строгое соответствие поступающей к субъекту информации выполняемым им задачам и функциям. Определяющим в данном случае является компетентность субъекта, т.е. каждый документ должен доставляться тому, кто наделен правом принимать по нему решение, либо тому, кто согласно возложенным на него задачам и функциям должен знать о содержащейся в нем информации или принятом решении.

Мировой опыт организации зарубежных правоохранительных систем показывает, что их эффективность на современном этапе определяется не столько их структурным построением, а в первую очередь – высоким уровнем информационного и аналитического обеспечения их деятельности. Внедрение современных информационных технологий в деятельность подразделений ОВД, использование средств вычислительной техники открывает совершенно новые возможности работы с информацией, но и требуют знание структуры и принципов функционирования системы информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел.

Решение задач информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел достигается за счет создания системы информационного обеспечения.

Система информационного обеспечения органов внутренних дел - совокупность (1)информационных ресурсов ОВД, (2) информационной инфраструктуры,(3) средств информационного взаимодействия, обеспечивающих удовлетворение информационных потребностей всех подразделений и служб ОВД.

Основными элементами системы информационного обеспечения органов внутренних дел являются:

1. информационные ресурсы органов внутренних дел,

2. средства информационного взаимодействия,

3. информационная инфраструктура.

Информационные ресурсы органов внутренних дел - организованная совокупность документированной информации, включающая базы данных и знаний, другие массивы информации в информационных системах органов внутренних дел.

Средства информационного взаимодействия - совокупность программных и технических средств, обеспечивающих реализацию информационных процессов в органах внутренних дел.

В современных условиях технической основой информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел является ведомственная сеть передачи данных Министерства внутренних дел Республики Беларусь, представляющая собой комплекс современных информационных и коммуникационных систем на основе объединения информационных, технических и телекоммуникационных возможностей сетей связи и передачи данных.

Информационная инфраструктура ОВД - система служб и подразделений ОВД, обеспечивающих функционирование и развитие информационных ресурсов ОВД, а так же средств информационного взаимодействия.

Сюда относятся информационные подразделения, а так же подразделения связи и автоматизации МВД Республики Беларусь.

 

Датой образования в системе органов внутренних дел Республики Беларусь информационной службы является 1 сентября 1921 года, когда был подписан приказ о создании в составе НКВД БССР Статистического бюро. В соответствии с утвержденным положением основной задачей бюро являлась обработка статистических сведений, относящихся к вопросам ведения НКВД и его местных органов.

Наименование информационной службы на протяжении 88-летнего периода ее функционирования неоднократно изменялось (учетно-статистический отдел, 8 отдел, 1 специальный отдел, информационный центр, информационно-аналитический центр, информационно-аналитическое управление), в то же время основные задачи службы оставались, по существу, без изменений.

Приказом МВД 23.12.2009 № 380 утверждено Положение об информационном центре Министерства внутренних дел Республики Беларусь.

Информационный центр Министерства внутренних дел
Республики Беларусь является структурным
подразделением Министерства внутренних дел Республики Беларусь и подчиняется штабу МВД.

В структуре информационного центра МВД Республики Беларусь выделяют:

Руководство:

- заместитель начальника штаба-начальник информационного центра;

- 2 заместителя начальника центра – начальник отдела криминальной информации; начальник отдела государственной регистрации и учета правонарушений.

Отделы:

- криминальной информации;

- государственной регистрации и учета правонарушений;

- оперативно-справочный;

- контроля за регистрационно-учетной дисциплиной.

Отделения:

- розыскной информации;

- специальной информации;

- обработки информации;

- учета правонарушений;

- статистической информации;

- организационно-контрольное;

- оперативно-справочной информации.

Группы:

- архивной информации;

- режимно-секретной деятельности.

Структура ИЦ ГУВД, УВД включает:

Руководство:

- заместитель начальника штаба-начальник информационного центра;

- 2 заместителя начальника центра – начальник отдела криминальной информации; начальник отдела государственной регистрации и учета правонарушений.

Отделы:

- криминальной информации;

- государственной регистрации и учета правонарушений;

- контроля за регистрационно-учетной дисциплиной.

Таким образом, структурное построение информационных подразделений МВД Республики Беларусь основано на принципах территориально-распределенной и централизованной то­пологии и организовано в виде трехуровневой иерархичной модели, соответст­вующей административно-территориальному делению республики (т.е. республика – область - район). Они выполняют следующие функции:

1. в установленном порядке осуществляют сбор, обработку, накопление и предоставление статистической, криминальной и оперативно-справочной информации;

2. обеспечивают функционирование республиканских банков данных статистического, розыскного, специального, оперативно-справочного и профилактического назначения;

3. формируют и представляют Министерству статистики и анализа Республики Беларусь государственную статистическую отчетность о состоянии преступности;

4. определяют приоритетные направления развития статистической деятельности органов внутренних дел, совместно с заинтересованными структурными подразделениями МВД разрабатывают и совершенствуют формы статистической информации;

5. анализируют статистическую информацию о правонарушениях;

6. обеспечивают прием, учет и сохранность архивных документов, вы­дают в установленном порядке государственным органам, организациям и гражданам сведения, содержащиеся в архивных фондах;

7. осуществляют в установленном порядке обмен статистической, криминальной и оперативно-справочной информацией с Межгосударственным информационным банком, функционирующим на базе Главного информационно-аналитического центра Министерства внутренних дел Российской Федерации, министерствами внутренних дел зарубежных государств;

8. осуществляют контроль за достоверностью статистической, криминальной и оперативно-справочной информации, своевременностью ее представления органами внутренних дел;

9. разрабатывают проекты нормативных правовых актов МВД и других управленческих решений в соответствии с возложенными на них задачами.

Завершая рассмотрение данного вопроса следует отметить, что на сегодня информационное обеспечение деятельности органов внутренних дел базируется на широком использовании программно-технических средств, именно этому будет посвящен следующий вопрос лекции.