Понятие, виды, источники к информации в органах внутренних дел.
КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СИСТЕМЫ ИНФОРМАЦИИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ.
Несмотря на различия в функциональных обязанностях сотрудников органов внутренних дел, их труд объединяет и отличает главная особенность – сбор, обработка, анализ и синтез информации, выработка на этой основе различного рода управленческих решений ради достижения целей, поставленных перед системой органов внутренних дел. Информационный характер труда сотрудников органов внутренних дел проявляется в самых различных видах выполняемой ими работы, например, в деятельности оперуполномоченного уголовного розыска или участкового уполномоченного милиции при расследовании преступлений, проверке заявлений граждан, изучении и оценке оперативной обстановки на обслуживаемой территории или участке, планировании работы и т.п. Таким образом, труд большинства сотрудников органов внутренних дел в значительной мере заключается в оперировании осведомительной и управляющей информацией, а его технология есть по сути дела технология анализа и синтеза информации.
Информационные потребности органов внутренних дел формируются, прежде всего, в рамках решения задач, определенных ст. 2 Закона Республики Беларусь «Об органах внутренних дел Республики Беларусь». Широта этих задач обуславливает и разнообразие необходимой информации.
Применительно к деятельности органов внутренних дел в широком смысле под информацией можно понимать сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Действительно, так или иначе, подразделения и службы органов внутренних дел работают со сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах. Если же конкретизировать эту совокупность сведений, можно дать следующее определения информации применительно к деятельности органов внутренних дел:
Информация в деятельности ОВД - это сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах, характеризующие состояние (1)системы органов внутренних дел,(2)объектов ее внешнего воздействия, и (3)определяющие направление деятельности органов внутренних дел.
В самом общем понимании получение информации осуществляется двумя путями:
1. непосредственное отражение сотрудником органов внутренних дел происшедших или происходящих событий, когда он сам получает необходимую информацию;
2. получение информации опосредованно, через определенные источники, в которых сконцентрирована информация.
И первое, с чем сталкиваются сотрудники ОВД в процессе использования информации в борьбе с правонарушителями, является вопрос о ее источниках и носителях.
Источниками информации, в деятельности органов внутренних дел, являются граждане, организации, а также сотрудники служб и подразделений органов внутренних дел.
Носителями информации являются первичные документы, а так же различные установленные регистрационные формы учета информации.
Разнообразие информации, используемой в деятельности органов внутренних дел, позволяет говорить нам системе информации внутренних дел.
Всю совокупность сведений, составляющих систему информации органов внутренних дел можно разбить на следующие виды:
1. информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация);
2. информация, характеризующая географические, социально-экономические и демографические условия, в которых протекает деятельность органов внутренних дел;
3. информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия системы органов внутренних, дел;
4. информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел;
5. информация, характеризующая состояние и результаты функционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды.
Информация, характеризующая установки концептуальной среды (задающая информация) определяет цели и задачи органов внутренних дел, задает ограничения в их функционировании, определяет положения об их деятельности.
Источники данного вида информации - соответствующие органы власти и управления, наделенные по отношению к органам внутренних дел компетенцией "надведомственности", а также органы внутренних дел вышестоящих уровней управления.
Данный вид информации используется сотрудниками органов внутренних дел независимо от направления деятельности, так как его основу составляет правовая информация - тексты правовых актов, входящих в структуру законодательства Республики Беларусь, зафиксированные на бумажных или электронных носителях, а также материалы, подготовленные на их основе.
Следует отметить, что на сегодня в органах внутренних дел широко используются автоматизированные информационные системы правовой информации такие как «Эталон», «КонсультантПлюс», «Эксперт».
Информация, характеризующая географические, социально-экономические и демографические условия, в которых протекает деятельность органов внутренних дел, определяет состояние правопорядка (как социального явления), а так же характер деятельности системы органов внутренних дел.
Источники данного вида информации – администрации районов, статистические и плановые органы, органы образования, культуры, здравоохранения, предприятия, учреждения и т.п.
Географические особенности - включают в себя местонахождение обслуживаемой территории (города, района, области) относительно крупных административно-территориальных единиц, наличие пограничных зон, сопредельных с другими государствами, транзитных путей и иные условия.
Изучение данной информации обусловлено необходимостью выявления степени влияния ее факторов на состояние и динамику преступности, организацию оперативно-поисковых и профилактических мероприятий по комплексной отработке территории или отдельных объектов.
Социально-экономические особенности – включают:
- характеристику промышленности, сельского хозяйства, торговли, общественного питания и бытового обслуживания,
- численность, национальный, возрастной состав и состояние занятости населения, величину заработной платы и своевременность ее выплаты, уровень материального благополучия граждан,
- миграционные процессы, соотношение естественной убыли и рождаемости,
- наличие, организованность и состояние активности общественных объединений,
- наличие туристических маршрутов, гостиниц, мотелей, кемпингов, общежитий и других мест временного проживания,
- количество культурно-просветительских, зрелищных и спортивных организаций, их расположение, порядок работы и доступность для населения, места массового отдыха (парки, сады, скверы, пляжи), наличие учреждений уголовно-исполнительной системы и другое.
Демографические особенности – включают в себе:
- возрастные особенности проживающего населения,
- плотность проживания населения,
- наличие на обслуживаемой территории органа внутренних дел национальных диаспор.
Информация, характеризующая состояние объектов внешнего воздействия системы органов внутренних дел – сведения о (1)лицах, склонных к совершению правонарушений, подготавливающих, совершающих, совершивших различные правонарушения, без вести пропавших гражданах и иных категориях разыскиваемых лиц, пострадавших; (2)событиях (фактах, обстоятельствах), связанных с правонарушениями; (3)предметах, документах, имуществе, оружии и т.д., тем или иным образом связанных(или могут быть) с преступной деятельностью и ее следами.
Источники данного вида информации – правоохранительные органы, судебные органы, прокуратура, комитет по налогам и сборам, административными комиссиями администраций районов и т.д.
Данный вид информации является основой информационного обеспечения служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел и концентрируется в различных учетах органов внутренних дел.
В качестве примеров такой информации можно назвать такие виды как:
- криминалистическая информация - сведения, используемые при доказательстве факта преступления и идентификации лица или группы лиц, совершивших преступление;
- судебно-экспертная информация - сведения, используемые при проведении судебных экспертиз для доказательства (или опровержения) факта преступления и вины обвиняемого;
- оперативно-розыскная информация - сведения, отражающие ход и результаты проведения оперативно-розыскных мероприятий по установлению и розыску лиц, совершивших уголовно-наказуемые деяния и скрывающихся от правосудия, а также иные сведения и материалы.
- профилактическая информация –сведения, отражающие ход и результаты наблюдения за поведением лица, поставленного на учет, воспитательное воздействие, пресечение антиобщественного поведения, устранение условий, способствующих совершению правонарушений, проведение проверки по месту жительства, работы, учебы;
- криминологическая информация - данные о преступности и других правонарушениях, эффективности уголовных наказаний.
Информационные ресурсы данной категории формируются путем:
- производства и документирования информации в ходе правоприменительной и правоохранительной деятельности;
- поступления информации от граждан, государственных органов и их должностных лиц, органов общественного самоуправления, частных организаций и других субъектов;
- производства криминалистической, судебно-экспертной и иной информации в учреждениях и организациях судебной экспертизы;
В целях совершенствования работы с данным видом информации создаются автоматизированные информационные системы, телекоммуникационные сети, автоматизированные рабочие места. В качестве примера можно привести создание единой информационной сети МВД Республики Беларусь и на ее основе единого государственного банка данных о правонарушениях, а так же информационно-поискового сервера информационно-аналитического управления МВД Республики Беларусь.
Информация, характеризующая состояние и результаты деятельности самой системы органов внутренних дел – сведения, определяющие процесс внутриорганизационного функционирования системы и эффективность ее деятельности по выполнению функций внешнего управления.
Источники данного вида информации - органы внутренних дел, а также органы, осуществляющие проверки органов внутренних дел.
Данный вид информации составляют основу информационного обеспечения управления органов внутренних дел.
Сюда относятся сведения о:
1. состоянии органов внутренних дел
- структурное построение органа внутренних дел;
- штатная численность (в целом и по службам), их укомплектованность, качественный состав кадров (образовательный и возрастной ценз, стаж работы в органах внутренних дел вообще и в данной службе в частности), расстановку личного состава и т.д.;
- техническая оснащенность органа средствами транспорта, криминалистической и оперативной техникой, компьютерной техникой, обеспечивающей эффективное ведение и использование оперативно-розыскных, оперативно-справочных, криминалистических и профилактических учетов и пр.;
2. деятельности органов внутренних дел:
- раскрытии и расследовании преступлений;
- работе по общей и индивидуальной профилактике;
- розыскной работе;
- работе со спецаппаратом;
- работе с подучетным элементом;
- соблюдении законности;
- работе по жалобам и заявлениям граждан;
- использовании оперативной и криминалистической техники;
- правовой пропаганде и пр.
Информация, характеризующая состояние и результаты функционирования взаимодействующих с органами внутренних дел в поддержании правопорядка объектов внешней среды – сведения, отражающие деятельность органов, не входящих в систему органов внутренних дел (органы суда, прокуратуры, таможенные органы; органы юстиции), всевозможных административных комиссий и общественных формирований, которые участвуют в поддержании правопорядка.
Источниками данного вида информации - органы юстиции, прокуратуры, общественных формирований, административные комиссии, научно-исследовательские и учебные заведения и пр.
Сюда относятся сведения о:
- количестве и численности всевозможных общественных формирований, в той или иной мере участвующих в поддержании правопорядка и результатах их общепрофилактической работы, индивидуальной профилактике, охране правопорядка и пр.;
- деятельности органов прокуратуры, суда, административных комиссий и др. органов по поддержанию правопорядка, правовой пропаганде и т.п.;
- сведения научного и методического характера, которые используются системой органов внутренних дел при организации охраны общественного порядка и борьбе с преступностью.
Учитывая значимость информации в организации и осуществлении деятельности органов внутренних дел, к ней предъявляется ряд требования, среди которых можно выделить следующие:
- Строгое соответствие информации компетенции подразделений ОВД, а также их месту в организационной структуре ОВД - вся поступающая информация, должна отражать специфику деятельности, быть связанной с содержанием функционирования органа и обеспечивать выполнение поставленных общих задач и функций, а также соответствующих разовых задач.
- Оптимальность (необходимость, достаточность) - соответствие объема, содержания и качества информации возможности выполнения поставленных задач. То есть всякая информация должна отражать состояние объектов с необходимой степенью полноты и репрезентативности, чтобы минимальные объемы и виды информации позволили устранить неопределенность субъекта по тому или иному вопросу или решить конкретную задачу.
- Объективность - информация должна объективно отражать состояние оперативной обстановки с требуемой в каждом конкретном случае степенью точности. Однако необходимо учитывать, что, как правило, повышение степени полноты, достоверности и точности информации увеличивает время на ее получение (снижается оперативность), а зачастую увеличивается и ее стоимостная оценка (увеличивается количество сотрудников, занятых ее сбором, и пр.).
- Своевременность (или требуемая периодичность) подразумевает, что как задержка с поступлением информации в систему, так и преждевременный ее сбор приводят к снижению или потере ее актуальности и, как следствие, к значительному понижению эффективности принимаемых решений. Следовательно, задача сотрудника состоит в том, чтобы, исходя из характера решаемых им задач и выполняемых функций, наиболее правильно установить требуемую периодичность и сроки поступления отдельных видов информации, учитывая при этом необходимую степень полноты и точности содержащихся в них сведений.
- Комплексность, систематизированность и прогностический характер информации означают, что сведения должны в минимальном объеме выражать всю совокупность явлений, их взаимообусловленность и взаимосвязь с другими явлениями, относящимися к рассматриваемому вопросу, быть систематизированными и обобщенными по определенным критериям, соответствующему характеру решаемых задач и отражать не только текущее состояние системы и объектов внешней среды, но и перспективы их изменения (эволюции) в будущем.;
- Коммуникативность информации - требование к информации, связанное с ее восприятием и усвояемостью. Это означает лаконичность и логичность построения сообщения, его непротиворечивость, однозначное и последовательное изложение, исключающее возможность разночтения. Еще в древности считали, что о том или ином явлении можно достаточно полно судить, если известны ответы на следующие вопросы: кто и что сделал, где, когда и какими средствами, зачем и кто сообщает об этом. Это требование может выполняться унификацией, формализацией и стандартизацией наиболее распространенных в деятельности органов внутренних дел документов.
Важность рассмотренных видов информации в деятельности органов внутренних дел во многом обуславливается и тем, что они являются компонентами оперативной обстановки - совокупности взаимосвязанных условий, складывающихся из географического положения территории, находящейся в зоне ответственности ОВД, ее социально-экономических особенностей, состояния общественно-политической активности населения, демографических особенностей, состояния преступности и уровня нарушений общественного порядка, сил и средств ОВД, задействованных в борьбе с преступностью и обеспечении охраны общественного порядка и результативности их деятельности.
Таким образом, эффективность борьбы с преступностью определяется уровнем организации оперативной, следственной, профилактической работы, проводимой органами внутренних дел. В свою очередь, результаты этой работы зависят от качества информационной поддержки, поскольку основные усилия практических работников в расследовании, раскрытии и предотвращении преступлений так или иначе связаны с получением необходимой информации, именно эти функции и призваны обеспечить система информационного обеспечения органов внутренних дел, которая поддерживает в настоящее время значительный объем информации.