Эволюция теории принятия решений


Этап 2. Постановка задачи.

Технологическая схема принятия решений

 

Общая схема процесса принятия решений включает следующие основные этапы:

Этап 1. Предварительный анализ проблемы. На этом этапе определяются:

- главные цели;

- уровни рассмотрения, элементы и структура системы (процесса), типы взаимосвязей;

- подсистемы, используемые ими основные ресурсы и критерии качества функционирования подсистемы;

- основные противоречия, узкие места и ограничения.

- формулирование задачи;

- определение типа задачи;

- определение множества альтернативных вариантов и основных критериев для выбора из них наилучших;

- выбор метода решения ЗПР.

Этап 3. Получение исходных данных – на данном этапе устанавливаются способы измерения альтернатив. Это либо сбор количественных (статистических) данных, либо методы математического или имитационного моделирования, либо методы экспертной оценки.

Этап 4. Решение ЗПР – использование математических методов и вычислительной техники, экспертов и ЛПР. Производится математическая обработка исходной информации, ее уточнение и модификация, неоднократная (итерационная) обработка, в случае необходимости.

Этап 5. Анализ и интерпретация полученных результатов.Полученные результаты могут быть неудовлетворительными и потребовать изменений в постановке ЗПР. Вы этом случае возможен возврат на 1 или 2 этапы и повтор процесса. Решение ЗПР может занимать достаточно длительный промежуток времени, в течение которого окружение задачи может измениться и потребовать корректировок в постановке задачи, а также в исходных данных (могут появиться новые альтернативы, а значит, может потребоваться введение новых критериев).

 

 

В своем развитии теория принятия решения прошла через три стадии:

На первой стадии развивался дискриптивный подход к принятию решений. Усилия ученых были направлены на описание процесса выбора решения человеком в целях определения рационального зерна, характерного для всякого разумного выбора. В результате проведенных исследований оказалось, что большинство людей действует интуитивно, проявляя при этом непоследовательность и противоречивость в своих суждениях. Положительным аспектом исследований в области дискриптивного подхода явилось то, что удалось дать достаточно четкий ответ на вопрос, что может и чего не может человек, решая задачу выбора.

На второй стадии исследователи разрабатывали нормативный подход к принятию решения. Усилия ученых были направлены на разработку идеализированных теорий, рассчитанных на сверхрационального человека с мощным интеллектом. Однако это направление также постигла неудача.

На третьей стадии был развит прескриптивный подход к принятию решений. Он оказался наиболее плодотворным, поскольку предписывал, как должен поступать человек с нормальным интеллектом, желающий напряженно и систематизировано обдумывать все аспекты своей задачи.

Прескриптивный подход не гарантирует нахождения оптимального решения в любой ситуации, но обеспечивает выбор такого решения, которое не обремено противоречиями и непоследовательностями. Данный подход предъявляет человеку серьезные требования по освоению методов принятия решений, а также предписывает проведение многочисленных вычислений, связанных с реализацией этих методов.

Данный подход является доминирующим в настоящее время. Поэтому обуславливает большую потребность в применении ЭВМ для проведения расчетов, для получения обобщенной оценки по каждой альтернативе решения. На этом этапе решением задач принятия решений занимаются специалисты, имеющие широкие знания в области методов принятия решений, а также в области использования ЭВМ.

Поскольку на практике указанное сочетание знаний является редким, возникла новая категория специалистов – аналитиков в области принятия решений, которые владеют методами принятия решений и навыками программирования, выступают в роли посредников между лицом принимающим решение и ЭВМ.

В функции специалиста в данной области входит:

1. совместно с ЛПР формирование и уточнение постановки задачи;

2. выбор метода принятия решений, адекватный задаче;

3. сбор необходимой статистической и экспертной информации;

4. построение модели задачи;

5. организация обработки накопленной информации на ЭВМ;

6. представление полученных результатов ЛПР и их интерпретация.

Следующим шагом в применении ЭВМ для принятия решений стало создание диалоговых систем, позволяющих менять интересующие исследователя параметры заложенной в память модели задачи принятия решения, выбирать алгоритм поиска решения или его параметров, исследовать чувствительность полученного решения.

В настоящее время разработаны информационные системы, обеспечивающие поддержку процесса принятия решения на всех его стадиях, и реализованные на персональных ЭВМ.