Возникновение и развитие СППР


Время 2 часа.

Лекция № 3

по дисциплине «СППР»

(для студентов очной формы обучения)

Тема: «Возникновение и классификация СППР»

Цель: Познакомить студентов с условиями и необходимостью возникновения систем поддержки принятия решений. Рассмотреть классификации проблем принятия решений.

 

Введение (5 мин.)

1. Возникновение и развитие СППР. (25 мин)

2. Классификация СППР. (25 мин)

3. СППР базирующиеся на знаниях. (20 мин)

Выводы (5 мин.)

 

Основные понятия: классы системы поддержки принятия решений, технология подготовки принятия решений, этапы принятия решения

Литература:

Основная:

  1. Кігель В.Р. Методи і моделі підтримки прийняття рішень у ринковій економіці.: Монографія. К.: ЦУЛ, 2003. - 202с.

2. Зофья Миколайчук. Решение проблем в управлении. Принятие решений и организация работ / Пер. с польского- Х.: Изд-во Гуманитарный Центр, 2004, - 472с.

  1. Системи підтримки та прийняття рішень/ За ред. В. С. Ситника. - К.:
    Техніка, 2005.- 164 с.

Дополнительная:

  1. Інформаційні системи і технології: Навч. Посіб. Для студ. Вищ.навч.закл./С.Г.Карпенко, В.В.Попов, Ю.А.Тарнавський, Г.А.Шпортюк. – К.: МАУП, 2004. – 192 с.: іл..

2. 1нформаційні системі i технологи в економіці/ За ред. проф. В. С.
Пономаренка. - К.: Видавничий центр "Академія", 2002. - 544 с.

 

С начала 70-х годов в США начали интенсивно развиваться работы по автоматизированной поддержки принятия управленческих решений, что способствовало в дальнейшем появлению ИС третьего поколения - СППР (Decision Support System - DSS). Эти системы существенно отличались от традиционных управляющих информационных систем (MIS),они были меньшими, интерактивными и разрабатывались с целью помочь конечным пользователям использовать данные и модели, чтобы решать слабоструктурированные и неструктурированные проблемы.

Термин СППР впервые был предложен Скоттом Мортоном в 1971 году для обозначения человеко-машинной системы принятия решений.

Системы поддержки принятия решений (DSS) –это интерактивные компьютерные системы, разработанные, чтобы помочь менеджеру (или руководителю) в принятии решений управления, объединяя данные, сложные аналитические модели и удобное для пользователя программное обеспечение в единую мощную систему, которая может поддерживать слабоструктурированное и неструктурированное принятие решения.

В 1980 году Спрейг предложил обобщенную архитектуру СППР, которая складывается из трех основных компонентов: данных, диалогов и моделирования.

 
 

Пользователь взаимодействует с DSS через пользовательский интерфейс, выбирая частную модель и набор данных, которые использовать, а затем DSS представляет результаты пользователю через тот же самый пользовательский интерфейс.

Модель управления и управление данными в значительной степени действуют незаметно и варьируются от относительно простой типовой модели в электронной таблице до сложной комплексной модели планирования, основанной на математическом программировании. Основная цель DSS – дать пользователям инструментальные средства, необходимые для анализа важных блоков данных, используя легкоуправляемые сложные модели, гибким способом. DSS разработаны, чтобы предоставить возможности, а не просто, чтобы ответить на информационные потребности.

По сути, такая архитектура базовой модели СППР осталась неизменной до сих пор, однако название отдельных компонентов изменились в сторону обобщения.

В настоящее время, главными компонентами СППР являются: база данных, подсистема управления базой данных, интерфейс пользователя, база моделей и система управления базой моделей.