И словесного руководства деятельностью детей


Использование подражания, образца

Основными методами обучения в старших группах становятся действия по образцу и по несложной словесной инструкции. Но это не означает, что подражание не используется совсем. Оно применяется в случаях, когда дети знакомятся с новыми видами конструкций и образцы, предлагаемые для восприятия и воспроизве­дения, довольно сложны и требуют дополнительного анализа и даже помощи при выборе практических средств для выполнения. При ока­зании индивидуальной помощи ребенку во время фронтального занятия также используется подражание, если повторное обращение к образцу не приводит к положительному результату. Более того, если выполнение сопровождается значительными трудностями тех­нического характера, педагог переходит и к совместным с ребенком действиям. Во всех случаях должны быть максимально учтены индивидуальные особенности и возможности конкретного ребенка.

Образцы, предлагаемые детям для воспроизведения, должны на этом этапе обучения быть разнообразными и по предметному содержанию, и по конструктивной сложности; помимо основных частей и деталей, вводится деление этих частей на более мелкие, что предполагает формирование у детей умения заменять крупные элементы строительных наборов более мелкими. С целью повы­шения самостоятельности детей при выполнении различных заданий для индивидуальной работы применяются графические образцы, что способствует учету возможностей каждого ребенка. Графические образцы используются как в конструировании конкретных объектов из строительных деталей, так и в упражнениях в непредметном конструировании.

В качестве проверочных используются задания, выполнение кото­рых основано на восприятии словесных указаний взрослого. Это требует от ребенка применения имеющихся навыков, опоры на собственный конструктивный опыт, особенно если при этом пред­лагается новый тип конструктивных материалов. Большую роль при выполнении заданий по словесному описанию играет следующий за практическим выполнением рассказ, когда перед ребенком стоит задача словесного объяснения порядка и содержания работы.