ВТОРОЙ ЭТАП
Примерный перечень игр
«Построим башню: кубик на кубик», «Построй дорожку для машины из пластин», «Стол и стул для матрешки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамеечка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Машина в гараже», «Забор из больших и маленьких палочек», «Розовая башня» (материал Монтессори); «Коричневая лестница» (материал Монтессори), «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в разном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цвета и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкладыш», «Слоник-вкладыш», «Бочки-вкладыши», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геометрических форм», «Матрешки», «Пирамидки», «Столики с отверстиями (одноцветные и двухцветные) с комплектом втулок или грибочков», «Тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него», «Вкладыши» (по типу досок Сегена), «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку и др.)», «Волшебная пирамида» (большая пирамида высотой 1 м с кольцами), «Конструктор Lego» и др.
(ориентировочно средний дошкольный возраст)
Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу
«КОНСТРУИРОВАНИЕ»
На втором этапе начинается целенаправленное, систематическое формирование конструктивной деятельности. Происходит формирование потребностно-мотивационной, содержательной и операционально-технической, контрольной и целевой сторон деятельности. Дети овладевают способами моделирования объектов, учитывая их пространственные свойства.
Педагогический замысел:
— продолжать вызывать у детей потребность в конструктивной деятельности, формировать интерес к строительным играм;
— обеспечивать игровую мотивацию конструирования, обыгрывать постройки сразу после их выполнения;
— познакомить с конструированием по объемным и плоскостным образцам (отражающим фронтальную поверхность объекта, на которой контурно обозначены составляющие его элементы);
— учить анализировать образцы (объемные и простейшие плоскостные) перед конструированием с помощью взрослого;
— в процессе специальных игр и упражнений развивать восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений; воспроизводить по подражанию взрослому («Сделай, как у меня», «Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я»), а затем по образцу комбинации из 2—7 элементов (кубик, брусок, треугольная призма, конусы, полусферы) для формирования умения анализировать и передавать в постройках взаимное расположение частей предмета;
— сравнивать элементы детских строительных наборов и предметы по величине (большой — маленький, больше — меньше, одинаковый, длинный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (понимая и употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе);
— учить понимать и называть элементы строительных наборов и их основные пространственные свойства;
— формировать умение соотносить части конструкции и предмета, показывать и называть их;
— учить создавать конструкции, необходимые для игр с машиной (гаражи, ворота, дорога), для игр с куклой (мебель, комната для куклы, дом), обыгрывать предметы и конструкции;
— учить создавать несколько вариантов конструкций на одну и ту же тему;
— учить сравнивать конструкцию с объектом или с образцом для оценки выполнения;
— формировать умение воссоздавать целостный образ объекта из простых разрезных картинок и картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы;
— познакомить с простыми сборно-разборными игрушками, собирать их по образцу (разрезной картинке) и по представлению, формировать предварительный образ предмета;
— развивать координацию обеих рук, зрительно-двигательную координацию;
— формировать умение работать вместе с другим ребенком при выполнении общего задания;
— развивать умение радоваться успеху;
— формировать умение доводить работу до конца.
Оборудование и материалы:
— строительный материал: мягкие модули, крупный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конструктор Lego-duplo;
— мозаики: геометрические магнитные, геометрические пластмассовые, пластмассовые кнопочные достаточно крупного размера;
— сборно-разборные игрушки: матрешки, пирамидки, куклы, животные и пр.;
— наборы разрезных картинок (предметных и сюжетных);
— наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необходимо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);
— наборы предметных и сюжетных картинок на кубиках (иллюстрированные кубики из 4 и 6 частей);
— наборы фигурок людей и животных из плотной ткани, картона или плотной бумаги в разобранном виде;
— наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палочки размером до 10 см (деревянные или пластмассовые) одного и разных цветов;
— столы для конструктора Lego;
— 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (они могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое используется как гараж, комната и т. п.).