ВТОРОЙ ЭТАП


Примерный перечень игр

 

«Построим башню: кубик на кубик», «Построй до­рожку для машины из пластин», «Стол и стул для мат­решки», «Забор из кирпичиков и кубиков», «Скамееч­ка для зайки», «Игры с кубами», «Спрячь матрешку в домик», «Домик для собачки», «Разные домики», «Ма­шина в гараже», «Забор из больших и маленьких па­лочек», «Розовая башня» (материал Монтессори); «Ко­ричневая лестница» (материал Монтессори), «Составь гирлянды» (бусы из форм разной величины и цвета в раз­ном сочетании: одной формы, одинакового размера, но разного цвета; две формы разного размера и одного цве­та и т. п.), «Собери колечки (на подставке)», «Домик-вкла­дыш», «Слоник-вкладыш», «Бочки-вкладыши», «Коробки с отверстиями и соответствующими вкладышами геомет­рических форм», «Матрешки», «Пирамидки», «Столики с отверстиями (одноцветные и двухцветные) с комплек­том втулок или грибочков», «Тележки со стержневыми и сюжетными съемными фигурками, палочка с кольцом на конце и без него», «Вкладыши» (по типу досок Сегена), «Составь из круга (квадрата, треугольника и т. п.) и прищепок елку (солнце, бабочку и др.)», «Волшебная пирамида» (большая пирамида высотой 1 м с кольцами), «Конструктор Lego» и др.

(ориентировочно средний дошкольный возраст)

Содержание коррекционно-развивающей работы по разделу

«КОНСТРУИРОВАНИЕ»

 

На втором этапе начинается целенаправленное, систематическое формирование конструктивной де­ятельности. Происходит форми­рование потребностно-мотивационной, содержатель­ной и операционально-технической, контрольной и целевой сторон деятельности. Дети овладевают спо­собами моделирования объектов, учитывая их про­странственные свойства.

Педагогический замысел:

 

— продолжать вызывать у детей потребность в конструктивной деятельности, формировать инте­рес к строительным играм;

— обеспечивать игровую мотивацию конструи­рования, обыгрывать постройки сразу после их вы­полнения;

познакомить с конструированием по объем­ным и плоскостным образцам (отражающим фрон­тальную поверхность объекта, на которой контур­но обозначены составляющие его элементы);

— учить анализировать образцы (объемные и простейшие плоскостные) перед конструированием с помощью взрослого;

— в процессе специальных игр и упражнений развивать восприятие и воспроизведение формы, размера и пространственных отношений; воспроиз­водить по подражанию взрослому («Сделай, как у меня», «Что изменилось?», «Посмотри и переставь, как я»), а затем по образцу комбинации из 2—7 эле­ментов (кубик, брусок, треугольная призма, конусы, полусферы) для формирования умения анали­зировать и передавать в постройках взаимное рас­положение частей предмета;

— сравнивать элементы детских строительных наборов и предметы по величине (большой — ма­ленький, больше — меньше, одинаковый, длин­ный — короткий, высокий — низкий, выше — ниже, длиннее — короче), по расположению (понимая и употребляя при этом выражения внизу — наверху, рядом, около, близко — далеко, дальше — ближе);

— учить понимать и называть элементы строи­тельных наборов и их основные пространственные свойства;

— формировать умение соотносить части конст­рукции и предмета, показывать и называть их;

— учить создавать конструкции, необходимые для игр с машиной (гаражи, ворота, дорога), для игр с куклой (мебель, комната для куклы, дом), обыгрывать предметы и конструкции;

— учить создавать несколько вариантов конст­рукций на одну и ту же тему;

— учить сравнивать конструкцию с объектом или с образцом для оценки выполнения;

— формировать умение воссоздавать целостный образ объекта из простых разрезных картинок и картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы;

— познакомить с простыми сборно-разборными игрушками, собирать их по образцу (разрезной кар­тинке) и по представлению, формировать предвари­тельный образ предмета;

— развивать координацию обеих рук, зритель­но-двигательную координацию;

— формировать умение работать вместе с другим ребенком при выполнении общего задания;

— развивать умение радоваться успеху;

— формировать умение доводить работу до конца.

 

Оборудование и материалы:

 

— строительный материал: мягкие модули, круп­ный деревянный строитель, строительные наборы из геометрических фигур одного и разного цвета, строительные наборы из готовых конструкций, пластмассовые конструкторы, в том числе конст­руктор Lego-duplo;

— мозаики: геометрические магнитные, геомет­рические пластмассовые, пластмассовые кнопоч­ные достаточно крупного размера;

— сборно-разборные игрушки: матрешки, пира­мидки, куклы, животные и пр.;

— наборы разрезных картинок (предметных и сюжетных);

— наборы предметных или сюжетных картинок с вырубленными частями (от 2 до 4—5) круглой, квадратной, треугольной формы, которые необхо­димо вставить в определенное место (как по краям картинки, так и в ее середине);

— наборы предметных и сюжетных картинок на кубиках (иллюстрированные кубики из 4 и 6 час­тей);

наборы фигурок людей и животных из плот­ной ткани, картона или плотной бумаги в разобран­ном виде;

— наборы палочек: крупные палочки размером 20 см (бамбуковые или деревянные), мелкие палоч­ки размером до 10 см (деревянные или пластмассо­вые) одного и разных цветов;

— столы для конструктора Lego;

— 2—3 конторки, рассчитанные на различный рост детей (они могут использоваться для игр стоя; внутри конторки дети вместе со взрослыми могут организовать игровое пространство, которое исполь­зуется как гараж, комната и т. п.).