Европейское барокко


Вопросы для самоконтроля

1. Объясните общий смысл понятий «Северное Возрождение», реформация.

2. С какого символического события начинается период реформации в Германии?

3. Назовите основные работы величайшего мастера гравюры Альбрехта Дюрера.

4. Охарактеризуйте театральную жизнь ренессансной Англии; какие пьесы Шекспира Вы знаете?

5. В каком произведении Эразма Роттердамского свободная мысль гуманизма выходит далеко за пределы узкой тенденции протестантизма?

6. Охарактеризуйте нидерландский Ренессанс, подготовьте доклад о наиболее ярком, на Ваш взгляд, представителе франко-фламандской живописи.

7. Какой характер носит французское Возрождение?

8. Прочитайте сатирический роман Франсуа Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», дайте характеристику героев, воплощающих гуманистические идеалы своего времени.

9. Охарактеризуйте Возрождение в Испании.

10. Почему XVII век в Испании считают золотым веком?

11. С какими произведениями основоположника испанской национальной драмы Лопе де Вега Вы знакомы?

 

 

Художественным завершением позднего Ренессанса явилось барокко. Его можно считать переходным этапом от эпохи Возрождения к эпохе Просвещения. Любое великое движение рано или поздно вырождается или иссякает. Изучение античных греков и римлян, которое в раннем Ре­нессансе служило источником нового, у представителей позднего Ренес­санса превратилось в подражание. Древность стала каноном изящного искусства, вошла в моду. Многие писатели и поэты выродились в имита­торов. Манера трансформировалась в манерность. Скульптура, архитек­тура и живопись эпохи барокко — логическое завершение процесса выро­ждения изящных искусств. Погоня за экстравагантностью стала для ху­дожников самоцелью.

Барокко (ит. barocco – букв. странный, причудливый) - одно из главных стилевых направлений в искусстве Европы конца XVI - середины XVIII в. Оно возникло в Италии и распространилось в большин­стве европейских стран. Воплощая новые представления о вечной изменчивости мира, барокко тяготеет к эффектным зрелищам, сильным контрастам, совмещению иллюзорного и реального, к слиянию ис­кусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдель­ных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).

Для архитектуры барокко (Л.Бернини, Ф.Борромини в Италии, В.Растрелли в России) характерны пространственный размах, слит­ность, текучесть сложных, обычно криволинейных форм. Благодаря при­чудливой пластике фасадов, сложным криволинейным планам и очерта­ниям дворцы и церкви барокко приобретают живописность и динамич­ность. Интерьеры барокко украшаются многоцветной скульптурой, лепкой, резьбой; зеркала и росписи иллюзорно расширяют пространство, а живопись плафонов создает эффект разверзшихся сводов. В живописи (П.Рубенс, Ван Дейк) и скульптуре (Л.Бернини) преобладают декора­тивные многоплановые композиции религиозного, мифологического или аллегорического характера, парадные портреты. При изображении человека предпочитаются состояния напряжения, экзальтации, повы­шенного драматизма.

Принципы барокко преломились в литературе (П.Кальдерон в Испании, Т.Тассо в Италии, А. д'Обинье во Франции, Симеон Полоцкий, М.В.Ломоносов в России), театре, музыке (Дж.Габриели, Дж.Фрескобальди в Италии, Д.Букстехуде в Германии). На первый план выдвига­ются музыкально-театральные жанры (опера). Стремление к драма­тической экспрессии и к синтезу различных видов искусства проявля­ется и в области культовой музыки (духовная оратория, кантата, пассионы).