Эффективность государственного регулирования в переходной экономике


Трансформация российской экономики осуществляется в слож­нейших современных условиях. Существующие в обществе пред­ставления о справедливости ограничивают область максимизации экономической эффективности принимаемых решений. Возника­ет проблема выбора между экономической эффективностью и со­циальной справедливостью. Поэтому важно учитывать момент политической осуществимости разрабатываемой экономической политики.

Сегодня становится все более ярко выраженным запаздывание в развитии теории и методологии основ стратегического взаимо­действия в хозяйственной системе по сравнению с моментом воз­никновения соответствующих проблем. Быстро обесценивается опыт и усложняются проблемы, что связано с появлением прин­ципиально новых задач, сопряженных с взаимозависимостью всех субъектов. Возник и увеличивается разрыв между сложностью и новизной задач, с одной стороны, и формами, методами и приема­ми регулирования, наработанными в прошлом, – с другой. Повы­шается вероятность стратегических неожиданностей.

В связи с этим можно выделить адаптационную эффективность государственного регулирования в узком смысле слова (в статическом плане). Это реакция на происходящие в экономике события и изменения. Адаптационная эффективность в широком смысле слова (в динамическом плане) представляет собой активное воздействие в направлении упреждения возникающих проблем.

При разработке экономической политики необходимо четко определять желаемый результат политического решения и ожидаемый совокупный эффект, насколько оправданны издержки достижения результатов и не могут ли они быть сокращены, какие общественные группы и в какой степени заинтересованы в дости­жении данных результатов, насколько принимаемое решение со­гласуется с доминирующими в обществе представлениями о спра­ведливости.

Факторы, влияющие на эффективность государственного регули­рования

Формирование целевой функции. Для того чтобы выработать эф­фективную экономическую политику, необходимо четко представ­лять, каких целей необходимо достичь. Множество целей государст­венного регулирования называется целевой функцией.

Мировая практика государственного регулирования показывает, что самое разумное – формировать целевую функцию на основе предпоч­тений, т.е. выделяя задачи первостепенной важности. Особенно это необходимо для регулирования переходной экономики.

На целевую функцию, во-первых, большое давление оказывают текущие обстоятельства. Так, разработка экономической полити­ки в России происходит в условиях глубоких системных измене­ний, включающих институциональные и структурные преобразо­вания, а также либерализацию экономики.

Во-вторых, регулирующий потенциал государства в рыночной экономике, и тем более в переходной, ограничен. Для достижения сразу нескольких масштабных целей у него может не хватить средств и инструментов. Число целей никогда не должно превос­ходить запаса имеющихся в распоряжении государства инстру­ментов экономической политики. Это так называемое неравенство Я. Тинбергена.

В-третьих, ограничение целей экономической политики и расстановка приоритетов связаны с тем, что большинство регуля­торов, имеющихся в распоряжении государства, оказывает проти­воречивое воздействие на экономику. В этих условиях целесооб­разно определить предпочтения, выбрав какую-либо одну пробле­му, допустим инфляцию, и добиваться ее решения. Одновременно необходимо использовать экономические и политические аморти­заторы, чтобы негативные последствия антиинфляционного регу­лирования ощущались на рынке труда как можно слабее.

Фактор времени. При использовании различных форм и мето­дов государственного регулирования возникает эффект запаздыва­ния. Инструменты государственного регулирования, денежно-кредитные, или фискальные, оказывают воздействие на развитие экономики не сразу, а через некоторый промежуток времени (лаг), причем различный по продолжительности. Необходимо заранее предвидеть не только вероятный и желательный результат того или иного государственного воздействия, но и время, когда его можно ожидать.

Эффект мультипликатора. При формировании макроэкономи­ческой политики необходимо учитывать так называемый эффект мультипликатора. Он означает наличие в экономике таких пере­даточных механизмов, под воздействием которых окончательный результат многократно перекрывает первоначальный импульс в каком-либо звене.

Мультипликативный эффект государственного регулирования в кратко- и долгосрочном периодах различается. Инструменты экономической политики продолжают действовать и после того, как цель достигнута, только в обратном направлении. Поэтому распределенный во времени положительный эффект, возника­ющий после включения определенного регулятора, должен обяза­тельно превышать всю сумму отрицательных последствий.