Мурзам твоим не подражая,


Литература последней четверти XVIII в. Общественно-политическая характеристика эпохи.

Литература последней четверти XVIII в. отразила сложный период в истории русского народа. На этот период приходится крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева, которое Екатерина II с трудом подавила. Большое влияние на умы русского дворянства оказала война за независимость в Америке 1775-1783, а затем Великая Французская революция 1789-1794.

Происходят изменения в экономике – происходит капитализация России, появляются первые российские буржуа. Дворяне – самый привилегированный класс – заговорили о необходимости реформ.

В 70-е гг. русская публицистика ставит проблему крепостного права, проблему ограничения самодержавной власти и переходе к республиканской форме правления. А.П. Сумароков в комедии «Дмитрий Самозванец» поколебил веру божественное происхождение самодержавной власти. Радищев в оде «Вольность» провозглашает идеи революции и республики. Литература Просвещения начинается с деятельности Новикова и его сатирических журналов. Последняя четверть XVIII в. является периодом расцвета русского Просвещения. Различают Просвещение 1 и 2 половины XVIII в. Для Кантемира, Ломоносова служить нации – значит служить царю и государству. Во второй половине XVIII в. происходит разделение понятия государства и отечества. Отныне интересы государства и интересы нации не совпадают, любовь к отечеству выше. В этот период отмечается стремление лучших дворян уйти в отставку, подчеркивается независимое положение от государства и государственной службы. Кантемир и Ломоносов считали, что пользу человек может принести только на государственной службе. Просветители 2 половины считают, что большую пользу приносит тот, кто не служит государству. Одной из причин, вызвавших подобные настроения дворянства стал фаворитизм, процветавший при дворе Екатерины II.

Наряду с государственной этикой возникает понятие честной этики. В монархе ценятся не государственные качества, а частные, человеческие. Он такой же человек, как и все, ему присущи те же пороки.

У Ломоносова монарх чувствует долг перед нацией. У Сумарокова монарх чувствует долг перед дворянством. У просветителей 2 половины XVIII в. у монарха должен быть долг перед каждым отдельным человеком. Иначе рассматривается вопрос о внесословной ценности человека. Понятие честь внегосударственно и внесословно. Ею могут обладать и дворяне и крестьяне.

Одной из характерных примет русского Просвещения стало возникновение оппозиций: Екатерина и Новиков, Щербатов и Радищев, Шишков и Карамзин. К концу века эти оппозиции усиливаются, становятся антитезой либерализма и консерватизма, западничества и славянофильства.

В 1770-1780-е гг. просвещенное русское дворянство увлекается идеями масонства – А.П. Сумароков, И.П. Елагин, Н.И. Новиков, М.М. Херасков, В.И. Майков, братья Трубецкие. Масоны первого периода обсуждают естественное право народов, проблему законности. После пугачевского восстания увлекаются мистикой и жаждут чуда. Масоны увлекаются алхимией, им присуща истерическая религиозность. Масоны были враждебно настроены к Екатерине II и Потемкину. Екатерина сначала расправилась с Новиковым в 1792 г., а потом официально были ликвидированы все масонские организации.

 

 

Тема: Творчество Г.Р. Державина (1743-1816)

План:

1. Жизненный путь Г.Р. Державина (доклад студента).

2. Ода «Фелица». «Фелицианский» цикл.

3. Философские оды.

4. Анакреонтические и эпикурейские мотивы.

5. Обличительные сатирические оды («Вельможа»)

6. Значение поэзии Державина в русской литературе.

 

2. С Державина начинается новый период русской поэзии, и как Ломоносов был ее первым именем, так Державин был вторым. В лице Державина поэзия русская сделала великий шаг вперед. (В.Г. Белинский)

Фелицей (т.е. «Счастливой») в своих одах Державин называл Екатерину II. Он создает т.н. «фелицианский» цикл: «Фелица» (полное название «Ода к премудрой киргиз-кайсацкой царевне Фелице, написанная неким мурзою, издавна проживающем в Москве, а живущим по делам в Санкт-Петербурге») (1782), «Благодарность Фелице» (1783), «Видение Мурзы» (1783-1784), «Изображение Фелицы» (1789).

После издания «Фелицы» о Державине заговорили как о большом поэте. Белинский отнес «Фелицу» «к лучшим творениям Державина». Это произведение стало литературной сенсацией своего времени. Это этап развития не только русской оды, но и русской поэзии. В «Фелице» Державин нарушает классицистическую нормативность – сочетает оду с сатирой. По замыслу Державина – это жанр хвалебной оды. Но он хвалит необыкновенно дерзко для своего времени. Образ Фелицы рисуется Державиным многогранно. Фелица просвещенная монархиня и в то же время частное лицо. Державин сердечно и тепло рисует портрет Екатерины II со свойственными ей привычками, занятиями, особенностями характера, быта: