Он царствует народа ко блаженству,


Своеобразие русского классицизма.

Чтоб я растрогался, вам нужно зарыдать

Вы искренне должны печаль передавать;

Умея сочетать полезное с приятным.

(Н. Буало «Поэтическое искусство»)

Несмотря на ограниченность и противоречивость эстетики классицизма, у метода был и ряд положительных сторон. Так, положительным моментом классицизма, была выработка отточенного и четкого языка художественных произведений, освобожденного от варваризмов. При всей схематичности и математичности, классицисты изображают живое чувство и переживание:

(Н. Буало «Поэтическое искусство»)

Классицисты делают первые шаги на пути раскрытия глубокого психологизма.

Эстетика и поэтика классицистической литературы складывается во Франции. Она применима ко всем европейским литературам.

В русском классицизме эти общетеоретические положения нашли своеобразное преломление. Это связано с историческими и национальными особенностями русской культуры XVIII в.

Русский классицизм сформировался на 100 лет позже французского, в период становления абсолютистского государства. Русские классицисты опирались на опыт своих зарубежных предшественников. Этим определяется общность эстетики русского и европейского классицизма (нормативность, жанровая регламентация, рассудочность, абстрактность и условность в построении художественного образа, воспевание просвещенного монарха). Но вместе с тем, русский классицизм обладает чертами неповторимого национального своеобразия.

1)Становление французского классицизма совпало с укреплением просвещенного абсолютизма. Русский классицизм стал оформляться после смерти Петра I. В это время под удар ставятся прогрессивные завоевания Петра и нависает угроза возвращения к допетровским порядкам. Поэтому новая русская литература начинается «с сатир – плода осеннего, а не с од – плода весеннего» (В.Г. Белинский).

В преддверии русского классицизма – творчестве А.Д. Кантемира – главной была не античность с ее внеисторическими героями, а суровая современность. Сатиры Кантемира строятся не на осмеянии общечеловеческих пороков, а на обличении социальных пороков, на борьбе с консерваторами и реакционерами. Таким образом, характерными чертами русского классицизма была тесная связь с современностью и обличительная направленность.

Обличительный элемент становится важной частью высокого жанра трагедии. Русские классицисты все еще верили в просвещенную монархию. Они начинают длительный процесс поучения и общественного воспитания монархов, определяют их обязанности по отношению к подданным. Классицисты позволяют себе критиковать властителей-тиранов:

И пользу общую ведя ко совершенству: