Вторая половина (1760-1780).
Период становления, укрепления и господства классицизма (1730-середина 1760).
Литература Петровской эпохи (первая треть XVIII века).
Это время перехода от традиций русской средневековой книжности к словесной культуре европейского типа. В этот период происходит смешение старого и нового. Наряду с рукописной появляется печатная литература, создаются оригинальные и переводные произведения. Ведущим в культуре петровской эпохи стало ораторское искусство. Наиболее яркая фигура этой эпохи – Феофан Прокопович, основоположник светского ораторского красноречия, создатель жанра проповеди - «Слова».
Появляется первая русская печатная газета «Ведомости». Она создана по указу Петра I (от 15 декабря 1702 г.) для объяснения и пропаганды петровских реформ. Первый экземпляр вышел и поступил в продажу 17 декабря. Первый редактор «Ведомостей» - Федор Поликарпов, директор Печатного двора в Москве; после переезда в Петербург ее редактировал директор петербургской типографии Михаил Абрамов. До наших дней дошли печатные экземпляры начиная со 2 января 1703 г.
На исходе этого периода начинает свою литературную деятельность А.Д. Кантемир. В 1730 г. выходит переводной роман «Езда в остров Любви» В.К. Тредиаковского. К нему прилагался сборник лирических стихов поэта. Стихосложение остается пока силлабическим, появляется любовная лирика.
Эволюционирует театр, из школьного он переходит в возрожденный придворный, появляется публичный театр. Происходит формирование предклассицизма. Особенностью эпохи является деятельное личное участие Петра Великого.
На протяжении 1730-1740 гг. происходит становление русского классицизма. Происходит реформа стихосложения, регламентируется жанровая система, осуществляется стилевая реформа.
В творчестве Кантемира и Ломоносова оформляются старшие жанры – сатира и торжественная ода. Творчество Тредиаковского дает образцы художественной прозы, стихотворного эпоса. Он же формирует систему лирики. Сумароков формирует жанровые модели трагедии и комедии. Центральной фигурой этого периода является Сумароков. С его именем связывают понятие русского классицизма. Установка Сумарокова на жанровый универсализм приводит к оформлению жанровой системы русской литературы XVIII в.
Создается постоянный русский театр с русским репертуаром.
Этот период является наиболее бурным и многоаспектным в истории развития русской литературы XVIII в. Происходит подъем общественной мысли, в русское общество этого периода проникают просветительские идеи Запада. Конец 1760-х гг. – это первая эпоха гласности в русской истории. Она ознаменовала собой невиданный расцвет публицистических жанров. Впервые в России усилиями Н.И. Новикова и его сторонников создана в обществе оппозиция правительственным кругам.
Устойчивая иерархическая жанровая система классицизма переживает кризисные явления. Уже при жизни основоположников русского классицизма Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова в жанровую систему проникают синтетические структуры, соединяющие высокие и низкие начала. В недрах классицизма зарождается новое литературное направление – сентиментализм.
В высокую литературу вторгается низовая демократическая беллетристика. Демократизация литературного процесса приводит к появлению романов и повестей Ф.Эмина, М.Чулкова и др.
Восстание Е. Пугачева сделало крестьянскую тему ведущей в литературе. Кульминацией русской литературы XVIII в. становится появление новых писателей – Фонвизина, Державина, Крылова, Радищева.