Французская школа бухгалтерского учета


Французская школа бухгалтерского учета характеризуется тем, что здесь получило начало юридическое направление в развитии учета. Первым автором, предложившим научно-обоснованную счетную теорию этого направления, был Эдмонд Дегранж. В 1795 году он излагает теорию счетных записей строго юридического направления. Полагая, что главнейшим действующим в хозяйстве лицом является собственник этого хозяйства, Дегранж делает вывод о том, что все операции в хозяйстве совершаются от имени собственника, поэтому и записи в счетных книгах надо выполнять также от имени собственника. Все счета им трактовались как счета личные. «Тот, кто получает, — дебетуется, тот, кто выдает, — кредитуется». По его мнению, в книге следует открывать пять счетов, в дебет которых будут записывать все, что собственник получает, а в кредит - то, что он выдает. Пять счетов вытекает из пяти важнейших направлений деятельности собственника:

• получать и выдавать деньги,

• покупать и продавать товары,

• принимать векселя и получать по ним деньги,

• выдавать векселя и уплачивать по ним деньги,

• получать прибыль или нести убытки от своих операций.

Эдмонд Дегранж (умер в 1818 г.). Его заслуги:

· дал юридическую трактовку бухгалтерского учета;

· ввел понятие хозяйственной операции;

· утверждал, что за каждой операцией стоят минимум два лица;

· основной труд вышел в Париже в 1795 г. и выдержал 26 изданий;с

· считал возможным ограничить учет пятью счетами: кассы, товаров, векселей к получению, векселей к оплате, убытков и прибылей.

Теория Дегранжа получила название «теории пяти счетов».

Она вполне удовлетворительно объясняла правила записи по дебету и кредиту счетов и была стройной системой бухгалтерского учета того времени, однако в ней отсутствовал счет капитала, что было одним из основных недостатков системы. Присоединив к себе шестой счет капитала, теория Дегранжа просуществовала практически до 70-х годов XIX столетия.

Однако преимущественное развитие во Франции получило экономическое направление в учете. Его представители все счета бухгалтерского учета разделили на счета средств и счета процессов, а бухгалтер, по их мнению, из сторожа чужого добра превращается в организатора хозяйственной жизни предприятия, то есть экономиста. Для них цель учета - выявление эффективности хозяйственных процессов.

Представители экономического направления во Франции:

• Жан-Густав Курсель-Сенель. Рассматривал счетоводство как составную и важнейшую часть науки об управлении отдельным предприятием; подчеркивал управленческую цель бухгалтерии: знание учета необходимо всем, но больше всего управляющим.

• Леон Сей - разработал основы учения о калькуляции себестоимости. Выступал за калькуляцию себестоимости каждого вида выпускаемых изделий, в результате чего калькуляцию называют «дамой его сердца».

• Леоте Эжен Пьер и Адольф Гильбо. Это создатели чисто экономического направления во Франции, а затем и во всем мире. Они впервые провозгласили независимость учетных идей от узких практических задач и создали учение о перманентном инвентаре.

Гильбо под пермонентностью инвентаря понимал постоянную историческую оценку объектов учета (если предмет был куплен за 40 ед., то на протяжении всего срока службы он будет стоить 40 ед.). Леоте был сторонником постоянного получения финансового результата на любой момент времени. Пермонентность предполагала, что не может быть прибыли до тех пор, пока предмет не будет продан. Можно с уверенностью полагать, что Леоте и Гильбо являются создателями счета реализации.

Кроме этого, они обосновали три функции учета: счетоводную, связанную с классификацией объектов, социальную, сопоставляющую классовые интересы, и экономическую, позволяющую с помощью учетной информации осуществлять управление хозяйственными процессами.

Итак, концептуальными основами французской школы бухгалтерского учета являются сформулированные основные учетные категории, такие, как синтетические и аналитические счета, коллация, дифференцированная система форм учета и др.; бухгалтерский учет интерпретировался как наука об управлении единичным предприятием и как часть политической экономии. Прибыль во французской школе признавалась лишь при поступлении денежных средств: «Нет денег - нет прибыли».