В России рождение науки связано с именами К.И. Арнольда, И. Ахматова и Э.А. Мудрова.
Заслуги К. И. Арнольда:
Арнольд Карл Иоганн (1775-1845) - русский бухгалтер.
1. Разграничил теорию и практику бухгалтерского учета. Теория - это «способность составлять счета, их вести и пересматривать»; практика - это «круг всех к счетам принадлежащих дел».
2. Объяснял двойную запись математическими методами. Бухгалтерия - это наука, занимающаяся верным сличением прихода с расходом. Цель бухгалтерии - вскрыть причины изменений в составе имущества.
3. Дал определение предмета и метода бухгалтерского учета.
4. Предложил новую форму регистрационного журнала: дебет счета, сумма, кредит счета, сумма, название хозяйственной операции.
Заслуги И. Ахматова:
Ахматов Иван - русский бухгалтер. При определении двойной записи исходил в целом из юридических принципов
1. Описал простую и двойную (итальянскую) бухгалтерию.
2. Утверждал, что бухгалтерский учет должен рассматриваться как часть политической экономии. По его мнению, «сия наука есть самая важная, нужная и полезная».
3. Предметом учета считал не само хозяйство, а его изображение на счетах, не
хозяйственные процессы, а методы их учетного изображения.
Работа И. Ахматова «Итальянская или опытная бухгалтерия» (1809 г.) представляла собой почти дословный перевод книги М. Де ля Порта, но в переводе на русский язык это было лучшее произведение по вопросам счетоводства.
В 1846 году вышла работа Э. Мудрова «Счетоводство для всех родов торговли». Это была первая работа на русском языке, в которой впервые была изложена теория персонификации. Э. Мудров считал бухгалтерию искусством записывать хозяйственные операции по определенным правилам и различал простое и двойное счетоводство. «Счетоводство, - писал он, - есть искусство записывать какое-либо имущество так, чтобы, несмотря на перемены, в нем происходящие, всегда можно было усмотреть настоящее его положение со значением того, что последовало от перемен, в нем произведенных». Предмет учета он определял как «всякий промысел, всякий труд, имеющий целью прибыль». Счета Э. Мудров делил на три группы — имущественные, личные и вспомогательные (счет капитала и результатные счета), излагал в книге немецкую форму счетоводства.
Таким образом, в XIX веке наметились два направления в трактовке учета: предметное и методологическое. Предметное (имущество, капитал, прибыль) представляли К.И. Арнольд и Э. Мудров, методологическое (построение счетов) - И. Ахматов.
Обобщающая характеристика основных школ бухгалтерского учета
Проблемы учета | Решение проблем различными школами | ||
итальянской | французской | немецкой | |
Цель учета | Контроль лиц, участвующих в хозяйственной деятельности | Эффективность использования ресурсов предприятия | Выработка рациональных учетных процедур |
Предмет учета | Права и обязанности лиц | Ресурсы предприятия | Учетные процедуры |
Объект учета | Документы | Ценности | Ценности |
Базовая наука | Право | Политическая экономия | Математика |
Баланс (содержание) | Равенство прав и обязательств | Равенство доходов и расходов | Равенство дебетовых и кредитовых сальдо |
Баланс (по отношению к счетам) | Вытекает из счетов | Вытекает из счетов | Счета вытекают из баланса |
Оценка | Продажные цены | Себестоимость | Не принципиально |
Счета по содержанию | Только личные (расчетов) | Только инвентарные и операционные | Активно-пассивные |
Счета по структуре и назначению | Один ряд | Один ряд | Два ряда |
Вывод. Рассмотренные школы не противоречат друг другу, они несут истину, которая вытекает из разных целей. Так, в зависимости от цели, поставленной перед учетом, изменяется квалификация одних и тех же фактов хозяйственной жизни. Перед бухгалтерами встал вопрос: существует один бухгалтерский учет или каждая школа создала свой национальный учет? Ответ осложнялся тем, что каждая последующая школа излагала концепции своих предшественников. Исследование недостатков и преимуществ в их теориях свидетельствовало о развитии бухгалтерской науки.
Контрольные вопросы
1. Почему теория Э. Дегранжа «пяти счетов» не нашла своего широкого применения и не сохранилась до настоящего времени? Что из этой теории дошло до наших дней?
2. Чем объясняется появление различных бухгалтерских школ? Общие черты и различия между ними.
3. Когда и почему произошел переход от счетоводства к счетоведению, с чем это было связано?
Тема 4. Национальные школы учёта (XV-ХХ вв.)