Внешние факторы


7. Сила основных противников и зависимость от нее.

8. Негативное влияние региональных политических сил.

Симптомы политического риска.

9. Социальные конфликты, включая демонстрации, забастовки, уличные столкновения.

10. Нестабильность, включая такие ее проявления, как попытки изменения конституционного строя, террористические акты, политические убийства, гражданские войны.

Модель BERI стала своеобразным эталоном для целого ряда других моделей, использующих схожую методологию, а именно экспертные оценки по методу Delphi.

Достоинством качественного подхода является то, что он позволяет оценить специфику каждой конкретной ситуации: в некоторых случаях внимательное исследование различных специфических элементов, определяющих ситуацию, может быть более важным, чем проведение систематической количественной оценки. Главным недостатком этого подхода является сильная зависимость от субъективных мнений экспертов. С другой стороны, рассмотрение качественных характеристик ситуации позволяет глубже и более детально понять проблему.

Количественный подход сформировался в результате применения эконометрического моделирования, методы которого рассчитаны на количественное измерение определенных переменных. В отличие от предыдущей группы методов количественный анализ политического риска основывается не на суждении или личном опыте эксперта, а на измерении частоты определенных политических событий (демонстрации, восстания, военные перевороты, конституционные изменения и т.д.), с которой подобный результат был получен в аналогичных условиях.

Примером количественного подхода является модель, разработанная В. Коплин и М. О'Лири, в основе которой лежат уравнения множественной регрессии. В модели Коплина-О'Лири политическая нестабильность рассматривается как такое явление политической жизни определенной страны, которое характеризуется широким применением насилия против правительства в виде заговоров, государственных переворотов, гражданских войн, межнациональных конфликтов, террористических актов и т.п. При этом различается нестабильность в правящей верхушке, связанная с борьбой за власть внутри правящего слоя, и социальная нестабильность, возникающая в результате активной деятельности оппозиционных социально-политических сил.

К эконометрическим моделям также можно отнести модели PSSI (Political System Stability Index) и Ecological Approach, разработанные в 70-е годы, основанные на точных причинных взаимосвязях и опирающиеся в первую очередь на агрегированные статистические данные.

PSSI, авторами которой являются Д. Гендель, Г. Вест и Р. Мидоу, анализирует последовательные изменения значений во времени количественных показателей и оценивает ряд факторов политической и социальной среды (среди которых этнолингвистическая фрагментация, частота смены правительства, правительственные кризисы и другие). PSSI включает три группы индексов, каждый из которых определяется несколькими переменными.

"Экологический подход" Г. Кнудсена (41) базируется на предположении (впервые высказанном Т. Гурром и Д. Дэвисом) о том, что высокая степень национальной фрустрации будет существовать там, где есть большой разрыв между ожиданиями людей и их фактическим благосостоянием (42). Когда страна достигает высшей точки национальной фрустрации, то она находится на пороге социально-политического кризиса. Уровень ожиданий измеряется такими переменными, как уровень грамотности, количество выпускаемых газет на 1000 человек, распространенность радио и телевидения на 1000 человек, относительный уровень урбанизации, распространенность профсоюзов. Уровень благосостояния измеряется на основе таких критериев, как уровень детской смертности, количество больничных коек на 100 человек, количество врачей на 1000 человек, развитость водопроводных сетей, ВВП на душу населения, общий объем инвестиций в процентах от ВВП.

Главным недостатком количественных методов является концентрация на ограниченном количестве подвидов риска - таких, как политическая нестабильность, валютный контроль и экспроприация. Полный список возможных рисков гораздо шире и включает несколько сотен политических, экономических и социально-культурных факторов. Таким образом, выбор факторов и определение их относительного веса остается основной проблемой количественного метода.

Другой проблемой, с которой сталкиваются эксперты и аналитики при попытке оценить политические риски, - это отсутствие необходимого объема репрезентативной статистической информации о наступлении тех или иных рисковых случаев, связанных с действием политических факторов. В связи с невозможностью сформировать выборку, обеспечивающую должный уровень надежности результатов исследования, использование статистических или эконометрических методов при оценке политических рисков становится очень ограниченным.

Следует отметить, что получаемые оценки не являются достаточно достоверными, поскольку в основе осуществляемого прогнозирования риска лежит тот факт, что ряд экономических показателей (например, темпы роста, различные индексы, коэффициенты и т.д.) может служить основой для проведения оценок будущих тенденций. При этом качественные факторы (политическая, социально-культурная обстановка в стране и другие), которые могут оказывать существенное влияние на уровень политического риска, но не учитываются статистикой, остаются нерассмотренными.

Достоинством количественного подхода является возможность сравнивать разные страны и регионы по степени риска, используя единый числовой фактор риска, который суммирует относительное влияние определенных индикаторов.

Хотя количественный подход претендует на большую объективность, наиболее целесообразными и свободными от недостатков можно считать системы анализа, базирующиеся на сочетании качественных и количественных методов оценки политического риска.

Комбинированный подход позволяет соединить субъективное восприятие среды с количественным анализом объективных данных для формирования более точных оценок политического риска. Возникновение такого подхода было продиктовано тем, что политический риск представляет собой многоаспектный феномен, требующий для своего изучения гибкой прогнозной методики, которая могла бы при необходимости включать в свой арсенал различные методы.

Комбинированные (или смешанные) методы предполагают использование как экспертных оценок, так и анализа объективных количественных показателей. Сначала проводится построение индекса страны на основе:

· численных показателей (при этом используется статистико-экономический анализ для определения веса переменных);

· экспертных оценок качественных показателей (например, социально-политического развития); веса переменных также определяются экспертными оценками.

Затем полученные результаты сводятся в итоговый индекс. Комбинированный подход в оценках политического риска использует компания Futures Group, аналитический доклад которой Political Stability Prospects сочетает в себе данные наблюдений в формальных моделях с экспертными оценками. Оценка проходит в несколько этапов. На первом этапе специалисты компании разрабатывают "исторический индекс" политической стабильности. Он основан на двух субиндексах, измеряющих частоту дестабилизирующих ситуаций в стране и экономические отклонения, которые ведут к политической нестабильности. Первый индекс получается в результате экспертных заключений о вероятных неблагоприятных событиях в политической сфере. На следующем этапе оба индекса соединяются в единый индекс политической нестабильности, который выражается в процентах. Прогнозирование риска включает в себя экстраполяцию индекса политической нестабильности, наделяя наиболее свежие данные более высокой значимостью.

Таким образом, процедура оценки политического риска компанией Futures Group позволяет дополнять субъективные данные о политическом процессе объективными данными об экономической ситуации.

Каждый из перечисленных способов оценки риска имеет свои преимущества и недостатки. Главное преимущество числового выражения перед описательным - в том, что удается быстро просмотреть факторы или переменные и найти взаимосвязи. Но при этом теряются нюансы, которые могут быть очень важны. Основным недостатком качественных оценок является сильная зависимость от субъективных мнений экспертов. Наиболее оптимальным и распространенным в настоящее время способом оценки риска, как мы отметили, является сочетание количественного и качественного подходов.

 

ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ПОЛИТИЧЕСКОГО РИСКА В РОССИИ

Исследуя политический риск в российских условиях, следует иметь в виду, что факторы риска в России, а следовательно, и выбор методик оценки имеют свою определенную специфику.

Так, в современных российских условиях очень трудно (а точнее сказать, почти невозможно) получить объективную информацию о конкретной региональной среде, собирая ее в центре. Сегодня даже самые компетентные органы в центре обладают неполной, неточной или искаженной информацией о регионах, - в частности, о расстановке сил в поле экономических и политических интересов, и почти не обладают никакой информацией о неформальных региональных политических связях. В такой ситуации наиболее результативными будут такие подходы, как "old hands" ("старых знакомств") и "grand tours" ("больших туров").

Кроме того, такие особенности российского политического процесса, как несовершенство демократических институтов, переходный характер исторического развития, обусловили значительную роль личностного фактора, без учета которого оценка политического риска носит неточный характер. В связи с этим перечень инструментов оценки политического риска в России обязательно должен включать методику оценки личностного фактора - Prince model.

Трудности в исследовании создает и наличие множества разнотипных политико-террриториальных образований (субъектов федерации), обладающих различным экономическим потенциалом (дотационные регионы и регионы-доноры), разнородных по национальному составу и опирающихся на разные политические, исторические, культурные и религиозные традиции. Российская региональная особенность заключается в неоднородной организации политического пространства, а точнее в отсутствии единого политико-правового и экономического поля. Вместе с тем на сегодняшний день различия в законодательно-правовой базе регионов настолько многочисленны и значительны, что уместно говорить не просто о региональном разнообразии, но и рассматривать каждый регион как отдельную политическую, экономическую, правовую и социальную среду. Серьезной проблемой является нестабильность законотворчества и коррумпированная судебная система. Если государство часто меняет нормы, в соответствии с которыми регламентируется деятельность внутри страны, деловые круги не могут быть уверены, будет ли их деятельность завтра прибыльной или убыточной, законной или незаконной. Существенную роль в определении политической ситуации в стране и отдельных регионах играют также религиозные и национальные конфликты.

Таким образом, комбинированный подход, характеризующийся гибкостью и обладающий способностью интегрировать в себе различные методики, является наиболее адекватным в специфических условиях российского политического процесса. Вместе с тем необходимо отметить, что история последних финансовых кризисов, произошедших в Азии, России, Бразилии и приведших к значительным потерям иностранных инвесторов, показала несостоятельность рейтинговых агентств и существующих моделей оценки политических рисков в плане прогнозирования и предсказания подобных событий. В этой связи разработка адекватных моделей оценки политического риска сохраняет свою актуальность.