Лекция 1. Современные информационные технологии и их значение


В широком смысле информа́тика (ср. со сходными по звучанию и происхождению нем. Informatik и фр. Informatique, в противоположность традиционному англоязычному термину англ. computer science — компьютерные науки — в США или англ. computing science — вычислительная наука — в Британии) есть наука о вычислениях, хранении и обработке информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к вычислительным машинам: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.

Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах (теория вычислимости и искусственный интеллект), каким образом можно решать специфические задачи с максимальной эффективностью (алгоритмы), в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры данных), как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования) и т. п.

Отдельной наукой информатика была признана лишь в 1970-х; до этого она развивалась в составе математики, электроники и других технических наук. Некоторые начала информатики можно обнаружить даже в лингвистике. С момента своего признания отдельной наукой информатика разработала собственные методы и терминологию.

Первый факультет информатики был основан в 1962 году в университете Пёрдью (Purdue University). Сегодня факультеты и кафедры информатики имеются в большинстве университетов мира.

Информационные ресурсы общества

В аграрной цивилизации главными ресурсами были земля и низко квалифицированная рабочая сила. В индустриальном обществе главенствует капиталоемкая технология переработки природных ресурсов, а к труду предъявляются повышенные квалификационные требования. Основой индустриальной цивилизации стали гигантские вещественно-энергетические потоки, которые часто недостаточно рационально использовались в экономике.

Переход общества к постиндустриальной эпохе и наукоемким технологиям вводит в активный оборот информационные ресурсы и еще более повышает требования к квалификации труда специалистов. Но именно информация дает возможность рационально распоряжаться всеми иными видами ресурсов. Интенсивное использование информации позволяет значительно снизить материалоемкость и энергоемкость продукции. Индустриальное производство эпохи дымящихся труб и постоянно горящих факелов на основе знания, понимания и точной информации преобразуется в экологически чистое, часто безотходное и экономически эффективное производство постиндустриального общества. Главная проблема любой экономики – преодолеть ограниченность ресурсов. Но имеющиеся ресурсы можно использовать различным способом. Ключевым моментом здесь является решение о том, где и как сосредоточить экономические ресурсы. Концентрация ресурсов в нужное время, в нужном месте, для решения главного, приоритетного направления – вот в чем помогает информация при принятии экономических решений.

Специалист ведет систематический поиск информации и создает свою персональную, научную базу знаний. Эта база знаний содержит данные о тех сферах изменений, которые, вероятнее всего, хранят в себе новые возможности и отвечают квалификации и личным интересам специалиста. Любая практическая деятельность зиждется на теории, даже если проводники этой деятельности и не подозревают об этом. Наука и практика основываются на экономической и социальной теориях, согласно которым изменения – вполне нормальное и естественное явление. Кроме того, исходя из этой теории, главная задача общества видится в получении чего-то иного, отличного от предыдущего.

В сферах внешней деловой среды проявляются и создают условия для новых возможностей изменения в трех областях:

последствия демографических изменений;

культурные изменения, вызывающие трансформации восприятия, настроений и ценностей жизни;

научно-информационные изменения, связанные с расширением границ и результатов познания мира.

Таким образом, база знаний профессиональных идей вырастает из информации об изменениях. Образно говоря, можно себе представить дерево изменений деловой среды с семью могучими ветвями, каждая ветвь которого привлекает специалиста своими вероятными прорывами и новыми экономическими возможностями. Достижения специалистов, активно использующих идеи создания и ведения профессиональных баз знаний на основе дерева изменений, доказывают реальность данного подхода.

Средства информатики обеспечивают оперативный и эффективный доступ к обширным базам данных, электронным журналам и иным изданиям, что существенно повышает скорость наполнения, полноту и качество профессиональной базы знаний. Это облегчает поиск изменений, делает его систематическим и целенаправленным.

Информационные технологии – это совокупность методов, процессов, программных и технических средств, объединенных в технологическую цепочку и обеспечивающую сбор, обработку, хранение, распространение (транспортировку) и отображение информации с целью снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, а также повышения их надежности и оперативности. Основу новой информационной технологии составляют распределенная компьютерная техника, "дружественное" программное обеспечение и развитые коммуникации.

Информационная технология (ИТ) в своем развитии прошла несколько этапов. До второй половины XIX в. основу информационной технологии составляли перо, чернильница и бухгалтерская книга. Коммуникация (связь) осуществлялась путем направления пакетов (депеш). Продуктивность информационной обработки была крайне низкой: каждое письмо копировалось отдельно вручную; помимо счетов, суммируемых также вручную, не было другой информации для принятия решений.

На смену "ручной" информационной технологии в конце XIX в. пришла "механическая". Изобретение пишущей машинки, телефона, диктофона, модернизация системы общественной почты-все это послужило базой для принципиальных изменений в технологии-обработки информации и, как следствие, в продуктивности работы. По существу, "механическая" технология проложила дорогу к формированию организационной структуры существующих учреждений.

40 – 60-е гг. XX в. характеризуются появлением "электрической" технологии, основанной на широком использовании электрических пишущих машинок со съемными элементами, копировальных машин на обычной бумаге (типа ксерокса), портативных диктофонов. Они улучшили учрежденческую деятельность за счет повышения качества, количества и скорости обработки документов. Многие современные учреждения базируются на "электрической" технологии.

Появление во второй половине 60-х годов больших производительных ЭВМ на периферии учрежденческой деятельности (в вычислительных центрах) позволило сместить акцент в информационной технологии на обработку не формы, а содержания информации. Это было началом формирования "электронной" или "компьютерной" технологии. Как известно, информационная технология управления должна содержать как минимум три важнейшие компоненты обработки информации: учет, анализ и принятие решений. Эти компоненты реализуются в "вязкой" среде – бумажном "море" документов, которое становится с каждым годом все более необъятным.

Начиная с 70-х годов, сформировалась тенденция перенесения центра тяжести развития АСУ на фундаментальные компоненты информационной технологии (особенно на аналитическую работу) с максимальным применением человеко-машинных процедур. Однако по-прежнему вся эта работа проводилась на мощных ЭВМ, размещаемых централизованно в вычислительных центрах. При этом в основу построения подобных АСУ была положена гипотеза, согласно которой задачи анализа и принятия решений относились к классу формализуемых, поддающихся математическому моделированию. Предполагалось, что такие АСУ должны были повысить качество, полноту, подлинность и своевременность информационного обеспечения лиц, принимающих решения, эффективность работы которых будет возрастать благодаря увеличению числа анализируемых задач.

С появлением ПК на "гребне микропроцессорной революции" происходит принципиальная модернизация идеи АСУ: от вычислительных центров и централизации управления к распределенному вычислительному потенциалу, повышению однородности технологии обработки информации и децентрализации управления. Такой подход нашел свое воплощение в системах поддержки принятия решения (СППР) и экспертных системах (ЭС), которые характеризуют новый этап компьютеризации технологии организационного управления, по существу, – этап персонализации АСУ. Системность – основной признак СППР и признание того, что самая совершенная ЭВМ не может заменить человека. В данном случае речь идет о структурной человеко-машинной единице управления, которая оптимизируется в процессе работы: возможности ЭВМ расширяются за счет структуризации пользователем решаемых задач и пополнения ее базы знаний, а возможности пользователя – за счет автоматизации тех задач, которые ранее было нецелесообразно переносить на ЭВМ по экономическим или техническим соображениям. Становится возможным анализировать последствия различных решений и получать ответы на вопросы типа "что будет, если...?", не тратя времени на трудоемкий процесс программирования.

Современная информационная технология отличается тем, что в ней широко используются электронные способы наполнения, хранения и распространения информации посредством информационно-коммуникационных общественных сетей. Указание на общественный характер очень важно: в целом телематический комплекс не имеет одного собственника-хозяина. В новой информационной технологии громадные объемы информации становятся мгновенно доступны всегда и везде в пределах планеты. Информационная технология есть способ сбора, хранения и распространения информации от мест ее создания до мест использования знаний.

Итак, информационная технология – это совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, объединенных в технологическую цепочку, обеспечивающую сбор, хранение, обработку, вывод и распространение информации для снижения трудоемкости процессов использования информационного ресурса, повышения их надежности и оперативности. В современной экономике предприятие понимается как совокупность информационных, человеческих и технологических ресурсов и методов их