Исторические типы стратификации
Понятие, содержание, основания социальной стратификации
Литература
Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. – М.,1996.
Конфликты в современной России: проблемы анализа и регулирования / Под ред. Е.И. Степанова. – М.,1999.
Фролов С.Ф. Социология: сотрудничество и конфликты. – М.,1997.
Фролов С.С. Социология: учебник. – М.: Гардарики, 2006. - Гл.18.
Тестовые задания по теме «Социальный конфликт»
1. Кому принадлежит данное определение конфликта: «напряжение между тем, что есть, и тем, что должно быть в соответствии с чувствами определенной группы или индивидов»?
1. М. Веберу
2. Л. Козеру
3. К. Марксу
4. Т. Парсонсу
2. Назовите причину социальных конфликтов, суть которой в том, что у каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон жизни:
1. ограниченность ресурсов, которые нужно делить
2. различия в манере поведения и жизненном опыте
3. наличие противоположных ориентаций
4. отношения между элементами социальной структуры
3. Любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в его целях, называются:
1. объектом конфликта
2. субъектом конфликта
3. участником конфликта
4. сторонником конфликта
4. Конфликты между участниками, занимающими разные статусные позиции, называются:
1. межиндивидуальные
2. горизонтальные
3. вертикальные
4. конфликты интересов
5. К какому виду последствий социального конфликта относится сильная преданность своей группе и конкуренция с другими группами:
1. дисфункциональному
2. негативному
3. функциональному
4. позитивному
Тема 6. Социальная стратификация
Вопросы:
1. Понятие социальной стратификации.
2. Исторические типы стратификации.
3. Социальная стратификация современных обществ.
Люди различаются между собой по множеству признаков: полу, возрасту, цвету кожи, вероисповеданию, этнической принадлежности и пр. Но социальными эти различия становятся лишь тогда, когда они влияют на положение человека, социальной группы на лестнице социальной иерархии. Социальные различия определяют социальное неравенство, подразумевающее наличие дискриминации по разным признакам: по цвету кожи - расизм, по полу - сексизм, по этнической принадлежности - этнонационализм, по возрасту - эйджеизм. Социальное неравенство в социологии, как правило, понимается как необходимое условие организации социальной жизни; критерий, который позволяет определить место каждой группы – выше или ниже других, как неравенство социальных слоев общества. Оно и является основой социальной стратификации. В буквальном переводе стратификация означает «делать слои», т.е. делить общество на слои (stratum - слой, facere - делать). Стратификация может быть определена как структурированные неравенства между различными группами людей. Общества могут рассматриваться как состоящие из страт, расположенных иерархично - с наиболее привилегированными слоями на вершине и наименее - у основания. Итак, социальная стратификация – это процесс и результат дифференциации общества на различные социальные группы (слои, страты), отличающиеся по своему общественному статусу.
Основы теории стратификации были заложены К. Марксом, Э. Дюркгеймом, М.Вебером и др. Большой вклад в развитие современной теории стратификации внес П.А. Сорокин. Как отмечал Р. Мертон, именно П.А. Сорокину удалось первым в XX столетии создать всеохватывающий обзор социальной стратификации.
Критерии подразделения общества на слои (страты) могут быть самыми разнообразными. Например, Т.Парсонс выделил три группы дифференцирующих признаков. К ним относятся:
1) характеристики, которыми люди обладают от рождения, – пол, возраст, этническая принадлежность, физические и интеллектуальные особенности, родственные связи семьи и проч.;
2) признаки, связанные с исполнением роли, т.е. с различными видами профессионально-трудовой деятельности;
3) элементы «обладания», куда включаются собственность, привилегии, материальные и духовные ценности и т.д.
Эти признаки являются исходной теоретической основой многомерного подхода к изучению социальной стратификации.
Но можно выделить четыре главных измерения стратификации:
• доход
• власть
• образование
• престиж
так как они исчерпывают круг социальных благ, к которым стремятся люди. Каждая страта включает только тех людей, которые имеют приблизительно одинаковые доходы, власть, образование и престиж.
Доход – количество денежных поступлений индивида или семьи за определенный период времени (месяц, год). Доходом называют сумму денег, полученную в виде зарплаты, пенсии, пособий, алиментов, гонораров; он измеряется в рублях, долларах или др. денежных единицах. Доходы чаще всего тратятся на поддержание жизни, но если они очень высоки, то накапливаются и превращаются в богатство. Обычно богатство передается по наследству, которое могут получать как работающие, так и неработающие люди, а доход получают только работающие. У низшего и среднего классов главным источником существования является доход, а у высшего класса еще есть и богатство. Доходы и богатство распределяются неравномерно и означают экономическое неравенство.
Образование измеряется количеством лет обучения в школе, вузе и т.д.
Власть определяется как возможность навязывать свою волю или решения другим людям независимо от их желания и измеряется количеством человек, на которых она распространяется. В обществе власть охраняется законами и традициями, окружена привилегиями и широким доступом к социальным благам. Люди, обладающие тем или иным видом власти (политической, экономической, религиозной) составляют элиту.
Престиж – уважение, которым в общественном мнении пользуются определенный социальный статус, та или иная профессия, должность, род занятий. Все профессии, должности и занятия, существующие в данном обществе, можно расположить сверху вниз на лестнице профессионального престижа.
Принадлежность к определенной страте измеряется субъективными и объективными показателями:
• субъективный показатель – ощущение причастности к данной группе, идентификация с ней;
• объективные показатели – доход, власть, образование, престиж.
Социальная стратификация выполняет двойную функцию: выступает как метод выявления слоев данного общества и в то же время представляет его социальный портрет. Социальная стратификация отличается определенной стабильностью в рамках конкретного исторического этапа.
Социальная стратификация - это определенная упорядоченность общества. В истории человеческого общества существовали различные типы стратификации. Выделяют четыре основных исторических типа стратификации:
• рабовладение
• касты
• сословия
• классы.
Для первобытного состояния характерно естественное структурирование по возрасту и полу, т.к. неравенство в первобытном обществе было незначительным. В сложных обществах неравенство явно выражено, оно поделило людей на группы (страты). Возникли касты, затем сословия, позже классы. В одних обществах переход из одного социального слоя в другой запрещен; есть общества, где такой переход ограничен, и есть общества, где он полностью разрешен. Свобода социальных перемещений определяет то, каким является общество – закрытым или открытым.
Закрытое общество – такое, где социальные перемещения из низших страт в высшие либо полностью запрещены, либо существенно ограничены (рабство, касты, сословия).
Открытое общество – перемещения из одной страты в другую никак официально не ограничены (классы).
Рабство – экономическая, социальная и юридическая форма закрепощения людей, граничащая с полным бесправием и крайней степенью неравенства.
Различают две формы рабства:
1) патриархальное – раб обладал всеми правами младшего члена семьи: жил в одном доме с хозяевами, участвовал в общественной жизни, вступал в брак со свободными, наследовал имущество хозяина;
2) классическое – раба окончательно закабалили: его разрешалось убивать, он считался собственностью хозяина.
На зрелой стадии рабство превращается в рабовладение. Рабовладение – единственная в истории форма социальных отношений, когда один человек выступает собственностью другого и когда низший слой лишен всяких прав и свобод.
Кастовая система – закрытый тип общества, т.е. статус дается от рождения, и мобильность практически невозможна. Каста являлась наследственным объединением людей, связанных традиционными занятиями и ограниченных в общении друг с другом. Кастовость имела место в Древнем Египте, Перу, Иране, Японии, в южных штатах США. Классическим ее образцом стала Индия, где кастовая организация превратилась во всеобъемлющую социальную систему. Иерархическая лестница доступа к богатству и престижу в Индии имела следующие ступени: 1) брахманы - жрецы; 2) кшатрии - военная аристократия; 3) вайшии - земледельцы, ремесленники, торговцы, свободные общинники; 4) шудры - несвободные общинники, слуги, рабы; 5) «неприкасаемые», чьи контакты с другими кастами были исключены. Эта система в Индии была запрещена в 50-х годах ХХ века, но кастовые предрассудки и неравенство и сегодня дают знать о себе.
Сословный тип социальной стратификации тоже характеризует закрытое общество, где мобильность строго ограничена, хотя допускается. Сословие, как и каста, было связано с передачей по наследству прав и обязанностей, закрепленных в обычае и законе. Но в отличие от касты принцип наследования в сословиях не так абсолютен, а членство может быть куплено, даровано, рекрутировано. Сословная стратификация характерна для европейского феодализма, но имелась и в других традиционных цивилизациях. Ее образец - средневековая Франция, где общество подразделялось на четыре сословия: 1) духовенство; 2) дворянство; 3) ремесленники, торговцы, слуги (жители городов); 4) крестьяне. В России с Ивана Грозного (середина ХYI века) до Екатерины II шло формирование иерархии сословий, официально утвержденных ее указами (1762 - 1785) в таком виде: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Оговаривалось в указах полувоенное сословие (субэтнос), казачество и разночинцы.
Классовая стратификация характерна для открытых обществ. Она существенно отличается от кастовой и сословной стратификации. Эти отличия проявляются в следующем:
- классы не создаются на основе правовых и религиозных норм, членство в них не основано на наследственном положении;
- классовые системы более подвижны, и границы между классами не бывают жестко очерчены;
- классы зависят от экономических различий между группами людей, связанных с неравенством во владении и контроле над материальными ресурсами;
- классовые системы осуществляют в основном связи внеличностного характера. Главное основание классовых различий – неравенство между условиями и оплатой труда – действует применительно ко всем профессиональным группам как результат экономических обстоятельств, принадлежащих экономике в целом;
- социальная мобильность значительно проще, чем в других стратификационных системах, формальных ограничений для нее не существует, хотя мобильность реально сдерживается стартовыми возможностями человека и уровнем его притязаний.
Классы можно определить как большие группы людей, отличающиеся по своим общим экономическим возможностям, которые значительно влияют на типы их стиля жизни.
Наиболее влиятельные теоретические подходы в определении классов и классовой стратификации принадлежат К.Марксу и М. Веберу.
По суждениям Маркса, класс - это общность людей, находящаяся в прямом отношении к средствам производства. Он выделял в обществе на разных этапах эксплуатирующие и эксплуатируемые классы. Стратификация общества по Марксу одномерна, связана только с классами, так как ее главным основанием служит экономическое положение, а все остальные (права, привилегии, власть, влияние) вписываются в «прокрустово ложе» экономического положения, совмещаются с ним.
М.Вебер определил классы как группы людей, имеющих сходную позицию в рыночной экономике, получающих сходное экономическое вознаграждение и располагающих сходными жизненными шансами. Классовые разделения проистекают не только от контроля за средствами производства, но и от экономических различий, не связанных с собственностью. Такие источники включают в себя профессиональное мастерство, редкую специальность, высокую квалификацию, владение интеллектуальной собственностью и проч. Вебер дал не только классовую стратификацию, считая ее лишь частью структурирования, необходимого для сложного по устройству капиталистического общества. Он предложил трехмерное деление: если экономические различия (по богатству) порождают классовую стратификацию, то духовные (по престижу) - статусную, а политические (по доступу к власти) - партийную. В первом случае речь идет о жизненных шансах социальных слоев, во втором - об образе и стиле их жизни, в третьем - о владении властью и влиянии на нее. Большинство социологов считает веберовскую схему более гибкой и соответствующей современному обществу.