Правотворческий процесс в муниципальном образовании


Иные вопросы, связанные с осуществлением МСУ.

Социальные гарантии граждан.

Участие граждан в осуществлении МСУ.

8.1 Положение о народной правотворческой инициативе.

8.2 Положение о публичных слушаниях.

8.3 Положение о порядке организации и осуществления территориального

общественного самоуправления и выделения необходимых средств на его осуществления из местного бюджета.

8.4 Положение о собраниях и конференциях граждан.

8.5 Положение о порядке проведения опроса граждан.

9.1 Положение о дополнительных социальных гарантиях гражданам, выплачиваемых из средств местного бюджета.

10.1 Положение о порядке использования символики муниципального образования.

10.2 Положение о почетных званиях, наградах, знаках отличия и порядке их присвоения.

Таким образом, муниципальные правовые акты представляют сложно организованную систему со строгой иерархией.

 

Нормы права должны обладать определенным набором свойств. Среди них, как правило, выделяют такие признаки, как общеобязательность, полнота и конкретность регулирования, обязывающий характер, ясность и доступность языка нормативного правового акта, формальная определенность, точность и определенность терминов и формулировок, логическая непротиворечивость Конституции Российской Федерации, федеральному законодательству, законодательству соответствующего субъекта Российской Федерации, соответствие его положений потребностям социально- экономического развития муниципалитета.

В основу разработки местных правовых актов должен быть положен принципа баланса интересов, или принцип справедливости. Этот принцип предполагает учет законных прав и интересов всех сторон, участвующих в жизнедеятельности муниципального образования, при наличии разумного числа ограничений и запретов, препятствующих нарушению этих прав и

интересов.

Авторитет местной власти и уровень правовой культуры населения будут расти постольку, поскольку граждане и юридические лица будут признавать справедливость принимаемых нормативных правовых актов.

Важнейшим условием, сопутствующим разработке и принятию местных НПА, является использование комплексного метода. Это означает, что разработчики местного НПА должны:

• иметь полную информацию о состоянии того вопроса, в отношении которого предлагается принять НПА (включая анализ проблемы);

• учитывать все иные действующие на территории муниципального образования НПА;

• учитывать реальное состояние муниципального хозяйства, включая его

• финансовые и материальные возможности;

• предусматривать отмену либо изменение тех НПА, которые вступают в противоречие с разрабатываемыми НПА;

предусматривать механизм контроля за исполнением НПА;

• предвидеть негативные последствия принятия данного НПА.

Важнейшим моментом, определяющим качество того или иного НПА, является процедурой его предварительного рассмотрения и обсуждения.

Население будет наиболее лояльно относиться к выполнению тех норм и правил, в обсуждении которых оно принимало участие. Вот почему так важно закрепить в уставе муниципального образования процедуру предварительного обсуждения общеобязательных правил с участием жителей муниципального образования.

Эта процедура может включать самые разные приемы - от сбора предложений в письменном виде через местные СМИ, до проведения публичных слушаний с приглашением всех желающих принять в них участие.

Не менее важна и процедура рассмотрения проектов НПА самими органами местного самоуправления. Как правило, любой общеобязательный НПА может быть принят в двух видах:

I. общеобязательные нормы содержатся в решении;

П общеобязательные нормы (правила) утверждаются соответствующим решением.

Подготовка НПА может предусматривать следующий порядок:

• каждый предлагаемый проект вносится на рассмотрение в письменном виде;

• к проекту НПА прилагался пояснительная записка, в которой разъясняются основные идеи НПА и наиболее важные правовые нормы.

• к проекту также прилагается заключения юристов, сведения о результатах консультаций с населением и общественными организациями;

• в НПА, которые вносят поправки или отменяют ранее принятые НПА, дословно излагаются вопросы, подлежащие изъятию, и вопросы, необходимые для включения в новое решение. При этом изымаемый тексте и новый текст выделяются в общем тексте скобками, курсивом, подчеркиванием либо иным способом. Практикуется также принятие поправок к НПА в виде новой редакции данного НПА.

Одновременно с проектом НПА готовится и проект решения по его принятию, в котором. Помимо норм о введении НПА в действие, указывается и срок его вступления в силу. Каждое такое решение должно содержать только один вопрос, смысл которого отражается в заглавии решения.