Четвертая информационная революция.


1-я – изобретение письменности – конец IV – начало III тысячелетия до н.э.

2-я – изобретение книгопечатания – в Китае в XI в и в Европе в XV в. Создание в 1814 г. печатной машины послужило предпосылкой массового распространения информации.

3-я - изобретение средств передачи информации в режиме реального времени – телеграфной связи в 1832 г., телефона в 1876 г. и радио в 1895 г. – а также устройств, позволяющих накапливать аудио и видео информацию – фонографа, магнитофона, фотографии, киноаппарата.

4-я – (70-е гг. XX в.) микропроцессорная технология, изобретение персонального компьютера и создание глобальных компьютерных сетей. Новое качество, привнесенное на этом этапе, состоит в том, что данные не только передаются, но и обрабатываются с такой скоростью, что до потребителя доходит только необходимая ему информация, причем в реальном времени.

1.2.4. «Дематериализация» продуктов.

Более половины продуктов, циркулирующих в современной экономике – нематериальны.

Как пишет доктор Портер, один из создателей консорциума в области микроэлектроники и компьютерных технологий – Хьюстонского Центра Передовых Исследований (HARC) в штате Техас. - «Никогда в мировой истории самый ценный продукт не мог переме­щаться столь легко. Когда шелка и пряности, древесину и слоновую кость перевозили на судах через океаны, существовали большие портовые горо­да, где и выросла торговля. Эти города впечатляли своим богатством и гран­диозностью, завлекая к себе многих путешественников в надежде личного обогащения. Сегодня же любое сообщество может представлять собой портовый город, потому что самый ценный проект современности - это человече­ский интеллект».

В самом деле, знание является новой «монетой времени», причем транспортировка этого самого ценного товара осуществляется в наши дни мгновенно. Формулу для лечения от СПИДа не нужно грузить на самолет или корабль.

«Концепции, идеи, и образы, а не физические предметы являются реальными ценностями в новой экономике. Богатство облачается более не в физический капитал, а скорее в человеческое воображение и творческий потенциал…». [Рифкин, 1999]

 

1.2.5. «Новые ремесленники».

Производство вновь становится мелкосерийным или единичным с быстрым ростом производительности труда и увеличением номенклатуры производимых изделий, поддерживая постоянные связи с постоянными заказчиками.

1.2.7. «Сетизация» экономики и общества.

Иерархическая модель управления организацией 20-го века заменяется плоской сетевой структурой гибкой организации 21-го века, стираются границы между организациями, появляются виртуальные фирмы.