Годы 19-го века


Этап

Лекция 11.11.11

Этот период называют младо-грамматическим периодом. И это направление объединяют учёные из Лейпцигского университета. Ещё одно название - Лейпцигская школа. Младо-грамматики были молодыми учёными и начали свою карьеру с резкой критики предыдущего этапа в развитии языкознания. Уничтожили вопрос о том, что родство языков имеет место. Сильно критиковали Шлейхера за идею праязыка, его реконструкцию. Младограмматикам удалось доказать, что праязык существовал в виде совокупности диалектов, которые умели отличать и на фонетическом, и на синтексическом и грамматическом уровне. Они доказали, что и сам праязык имел вид не примитивного языка, а имел достаточно развитый вид. Младограмматизм характеризуется значительным сужением исследовательской базы. Младограмматики в основном занимались звуковым слоем европейских языков. Удалось воссоздать фонетический строй праевропейского языка. Много занимались вопросами, связанными со звуковым законом. Они уточнили это понятие введением понятия аналогия. Говорили о том, что в языках действуют звуковые законы и они не имеют исключений. Сам факт этих исключений — следы прежних звуковых законов, либо это предпосылки формирования новых звуковых законов. Если говорить, что существуют исключения, то надо говорить, что язык в принципе недоступен научному изучению. Младограмматики понимали язык, как индивидуально психическое явление и именно такое понимание языка будет составляющей частью психологического направления в лингвистике. Взаимопониманиие между людьми возможно только потому, что в сознании говорящего и слушающего возникают одни и те же ассоциации. Идеи младограмматиков разделяли Будуэн де Куртене и Фортунатов, но при этом они были не согласны с пониманием языка, как индивидуально психического, они понимали язык как социально психическое явление.