Лекция 6. Организационно правовые формы предприятий


 

Гражданским Кодексом (ГК) РФ предусмотрены различные организации. За исключением крестьянских (фермерских) хозяйств (КФХ) они имеют статус организационно-правовых форм (ОПФ) или их разновидностей.

Эти организации отличаются друг от друга по ряду параметров, наиболее существенные из которых относятся к области управления ими (особенности принятия управленческих решений, порядок формирования органов управления, мера ответственности и т.д.). Практика показывает, что перечисленные отличия требуют избирательного подхода к выбору ОПФ. Из этого следует, правильный выбор ОПФ является одним из направлений повышения эффективности производства.

В развитых странах данной проблеме уделяется серьезное внимание. К примеру, немецкие ученые К. Бёме и Д. Шпаар считают, что «Каждая правовая форма аграрных предприятий имеет преимущества и недостатки. Максимальное использование преимуществ и ослабление недостатков — решающее условие для будущего всех правовых форм хозяйствования». Следует отметить, что разработки западных ученых в этой области не пригодны для использования в России. Объясняется это различием налоговых систем, несоответствием видов и характеристик ОПФ.

Как показывает опыт, руководители и специалисты российских хозяйств осознают необходимость обоснованного выбора ОПФ предприятия. Вместе с тем, в этом важном вопросе наукой и практикой пока не накоплено достаточного опыта. Наглядным подтверждением тому служат следующие факты: в Московской области большинство сельхозпредприятий являются акционерными обществами закрытого типа (АОЗТ); в последние годы в Орловской области создаются преимущественно ТНВ — товариществ на вере, а в Нижегородской области — формированием ООО — обществ с ограниченной ответственностью.

Опрос, проведенный нами в 23 сельхозпредприятиях Московской и Рязанской областей показал, что их руководители не имеют достаточного представления о предусмотренных ГК РФ ОПФ. В целом, из анализа бесед с руководством хозяйств следует, что в основе имеющего место шаблонного подхода к выбору ОПФ лежат 2 причины: отсутствие информационно-справочных материалов, которые позволили бы руководителям хозяйств изучить особенности различных организационно-правовых форм и провести их сравнительный анализ; отсутствие рекомендаций по выбору ОПФ в зависимости от конкретных обстоятельств.

Практически у всех опрошенных руководителей имеются ГК РФ и другие законодательные акты, из которых они могут получить информацию по ОПФ. Вместе с тем, руководители отмечают, что у них не остается времени для качественного изучения не только этих документов, но и других важных правовых вопросов. Объясняют они это отсутствием условий для эффективного хозяйствования. Руководителей «заедает текучка» из-за того, что им ежедневно приходится решать проблемы выживания. Кроме того, по мнению руководителей, информация по ОПФ в ГК РФ изложена недостаточно наглядно, что затрудняет её освоение.

Таким образом, сегодня практика нуждается в информационно-справочных и методических разработках, которые помогли бы руководителям хозяйств: изучить особенности ОПФ; осуществить объективный выбор ОПФ. Настоящий материал подготовлен с целью оказания практической помощи руководству предприятий в решении этих двух задач.

Реализация первой задачи осуществлялась следующим образом: согласно пожеланиям руководителей было разработано несколько вариантов информационно-справочных материалов; затем проводилась их экспертная оценка опытными работниками управления хозяйств; на завершающем этапе материал дорабатывался с учетом замечаний экспертов, согласовывался с юристом, знающим практику реорганизации предприятий.

Для удобства восприятия подготовленный материал сформулирован в схематичной и табличной формах. Так, на рис. 1 дана структура организационно-правовых форм. Предварительное знакомство с этой схемой, по мнению руководителей, дает им возможность сразу получить общее представление об организационно-правовых формах.

Рисунок 1. Организационно-правовые формы, предусмотренные ГК РФ



 

В таблице 1 сформулированы определения организационно-правовых форм. А таблица 2 содержит информацию, характеризующую основные положения ОПФ: виды членства, имеющиеся ограничения, учредительные и другие документы, необходимые для регистрации, органы и основные принципы управления, мера ответственности участников по обязательствам предприятия, характер распределения прибыли по итогам хозяйственной деятельности, порядок выхода участника и расчетов с ними, положительные и отрицательные стороны. Опыт показал, наличие указанного информационно-справочного материала позволяет руководителям в достаточной мере изучить особенности ОПФ, оказывает существенную помощь при их выборе.

Вторая задача — подготовка предложений по выбору ОПФ — решалась на основе анализа особенностей различных организационно-правовых форм, опросов руководителей и специалистов хозяйств, изучения предварительных итогов работы ряда реорганизованных предприятий Московской и Рязанской областей. В результате было установлено, что главная роль в выборе ОПФ принадлежит факторам, определяющим эффективность управления. К ним относятся: особенности руководителя (степень соответствия требованиям должности, уровень доверия к нему со стороны участников); соотношение уровня квалификации руководителя и других работников управления; особенности участников (численность, взаимоотношения, доля работающих в хозяйстве); параметры предприятия (численность коллектива, площадь сельскохозяйственных угодий, компактность территории и расположения объектов, состояние экономики), уровень развития производственной базы (производство, переработка, хранение), наличие надежных и эффективных каналов реализации, степень производственного риска, необходимость повышения доверия со стороны кредиторов, наличие выбора у участников и т.д.; особенности государственной политики в области сельского хозяйства (наличие налоговых льгот в настоящее время стимулирует создание КФХ).

В отдельных областях, в частности Орловской, оказывается финансовая (в том числе безвозмездная и льготным кредитованием) и организационная поддержка потребительским кооперативам, что также способствует увеличению их числа.