Органы законодательной (представительной) власти.


Раздел XI. Органы государственной власти субъектов Федерации

Судебная система.

Раздел X.Федеральные суды

Правовые акты Правительства.

Правительство издает постановления и распоряжения (ч. 1 ст.115 Конституции). Эти акты издаются на основании и во исполнение актов более высокой юридической силы и в рамках компетенции, установленной Конституцией, ФКЗ и ФЗ.

 

 

Согласно Конституции и ФКЗ «О судебной системе РФ» № 1-ФКЗ от 31.12.1996 г. в РФ устанавливается единая судебная система, в нее входят федеральные суды и суды субъектов Федерации. Федеральные суды образуют две самостоятельные подсистемы: федеральные суды общей юрисдикции и федеральные арбитражные суды. Наряду с ними в единую систему федеральных судов входит Конституционный суд РФ.

2. Виды федеральных судов.

Федеральными судами общей юрисдикции являются: а) Верховный Суд; б) суды, осуществляющие правосудие на территории субъектов Федерации (верховные суды республик, краевые (областные), суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов; в) районные суды, г) военные и специальные суды; д) могут быть образованы постоянные сессии краевых (областных) судов в АТЕос.

Федеральными арбитражными судами являются: а) ВАС РФ; б) арбитражные суды округов (арбитражные кассационные суды); в) арбитражные аппеляционные суды; г) арбитражные суды, действующие на территории субъектов Федерации (арбитражные суды субъектов РФ); д) судебное присутствие арбитражного суда в АТЕос (есть в Коми-Пермяцком округе Пермского края).

Конституционный суд РФ - федеральный орган конституционного судебного контроля, который самостоятельно и независимо осуществляет судебную власть в РФ.

 

1.1понятие и формы законодательной власти.Законодательная власть является одной из «ветвей» государственной власти, которая осуществляется управомоченными субъектами конституционного (уставного) права. Основной чертой законодательной власти является то, что она связана с формированием и выражением общей воли народа (населения) субъекта РФ. Общая воля народа оформляется как закон, который принимается в установленном порядке. Другая характерная черта законодательной власти - контроль за исполнительной властью субъекта РФ через механизм сдержек и противовесов. Законодательная власть характеризуется также тем, что является организационно оформленной. Эта власть осуществляется народом (населением) субъекта РФ как носителем государственной власти в установленных формах и порядке. Существуют две основные (главные) формы осуществления законодательной власти – непосредственная и представительная. Законодательная власть осуществляется главным образом через органы законодательной (представительной) власти, которые осуществляют основной объем законодательной деятельности. Непосредственно законодательная власть осуществляется самим народом. По характеру императивности различают решающие формы непосредственного осуществления законодательной власти народом и консультативные.

1.2. Основные черты органа законодательной власти Основными чертами органа законодательной власти являются: 1) общепредставительность. Орган законодательной власти представляет весь народ (население) субъекта РФ; 2) независимость. Орган законодательной власти официально, непосредственно и свободно формирует и выражает общую волю и интересы народа (населения) субъекта РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционным законами, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъекта РФ; 3) легальность. Орган законодательной власти учреждается конституцией (уставом) субъекта РФ на основе Конституции РФ в порядке, установленном федеральным законодательством и законодательством субъекта РФ; 4) выборность. Депутаты органа законодательной власти избираются на основе свободных демократических выборов по установленной в конституции (уставе) субъекта РФ норме представительства; 5) постоянство. Орган законодательной власти является постоянно действующим (ч. 1 ст. 4 № 184-ФЗ); 6) высший орган государственной власти (ч. 1 ст. 4 № 184-ФЗ). В системе органов государственной власти субъекта РФ орган законодательной власти занимает высшую ступень в ряду других высших органов (высший исполнительный орган, высшее должностное лицо); 7) единственный орган законодательной власти (ч. 1 ст. 4 № 184-ФЗ). В системе органов государственной власти субъектов РФ нет другого органа, который бы занимал подобный статус, а именно право принимать законы субъекта РФ; 8) конституционно-правовая определенность функций. Орган законодательной власти осуществляет те государственно-властные функции, которые прямо закреплены в конституции (уставе) и законах субъекта РФ; 9) собственное наименование. Наименование органа законодательной власти устанавливается конституцией (уставом) с учетом исторических, национальных и иных традиций субъекта РФ (ч.2 ст.4 №184-ФЗ);10) гарантированность. Гарантии деятельности органа законодательной власти устанавливаются Федеральным законом № 184-ФЗ;11) численный состав. Число депутатов органа законодательной власти устанавливается субъектом РФ самостоятельно в конституции (уставе) согласно ч. 3 ст. 4 № 184-ФЗ.