НИКОЛАЕВСКАЯ РОССИЯ: ОТ ВОССТАНИЯ ДЕКАБРИСТОВ К КРЫМСКОЙ КАТАСТРОФЕ


ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Россией правят столоначальники». «В лице помещиков у меня есть сто тысяч полицмейстеров».Эти высказывания принадлежат третьему сыну Павла I — Нико­лаю I. Современники называли его Николаем Палкиным, человеком «с зимними гла­зами», «со взглядом удава». Бесспорно волевой, жесткий руководитель, Николай I по­нимал, что в его хозяйстве многое неладно. Он стремился упорядочить управление с помощью законодательства, ужесточения государственного контроля.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Декабристы принадлежали к дворянскому сословию, некоторые были выходцами из знатных и богатых семейств. Их взгляды сформировались под влиянием французских просветителей и русских вольнодумцев XVIII в. Их называли «сынами 1812 го­да», потому что гордость за Отечество сочеталась у них с тревогой за будущее России. Во время заграничных походов русской армии они познакомились с социально-поли­тическими изменениями, происходившими в Европе в результате Великой француз­ской революции. Многие были членами масонских лож, в которых приобрели навыки организации тайных обществ.

Выступление декабристов стало первым открытым вооруженным выступлением, против самодержавия как системы власти. Для большей части правящей элиты они бы­ли опасными бунтовщиками, «горстью безумцев», по мнению официального историо­графа барона М. А. Корфа. Многие современники воспринимали их как настоящих ге­роев, пожертвовавших собой ради общего дела.

Особое восхищение вызывали жены, матери и сестры декабристов, которые, ли­шившись своего официального статуса, последовали за «несчастными».

Француженка Полина Гебль отправилась в Сибирь вслед за своим возлюбленным декабристом Ивашовым. На основе этих событий, а также воспоминаний декабристов, был создан художественный фильм «Звезда пленительного счастья». В реальной жиз­ни герои дожили почти до 80 лет и умерли практически одновременно

РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ

Культура и быт крестьян в России столетиями формировались в условиях крепостно­го права, в трудной борьбе за выживание в сложных климатических условиях, очень короткого периода полевых работ и т. д. До появления машин (в конце XIX в. исполь­зовать их могли только самые зажиточные крестьян) крестьяне работали и по 18 ча­сов в сутки.

На собственных огородах крестьяне выращивали главным образом капусту и огурцы. Национальным напитком был квас; чай как напиток признали лишь в XIX в. Потребля­ли в основном ржаной хлеб (три фунта в день, во время урожая и до пяти фунтов). В рационе крестьянской семьи (и большей части горожан) основными продуктами питания были похлебка из муки, овсяная и ячменная каши. Мясо в рационе трудово­го населения занимало очень скромное место.

Жили крестьяне в бревенчатых избах, обставленных весьма скудно: стол да лавки, вот и почти вся мебель. Спали на глиняных печах, занимавших до четверти избы. Труб не делали и топили по-черному. В каждой избе существовал «красный угол», где висела как минимум одна икона святого покровителя, обыкновенно Николая Угод­ника.

Санитария и гигиена были совсем незатейливы: по субботам крестьяне мылись в ба­не и переодевались в чистое белье. В XVIII в. в избах, сооружаемых в центральных районах страны, появились деревянные полы, потолки, для вытягивания дыма ис­пользовались дымоходы.

Будничная одежда крестьян была непритязательна: крестьяне победнее носили пла­тье славяно-финского стиля —длинную полотняную рубаху, перевязанную у пояса, полотняные штаны, лапти или валенки — все домашнего изготовления; зимой —ту­лупы из овчины. Женщины повязывали голову платком.

Великорусская деревня выстраивалась в линейном плане: по бокам широкой немо­щеной дороги стояли избы с огородами. Деревню окружали поля. Ритм крестьянской жизни определялся циклом сельскохозяйственных работ. Самым напряженным было время весеннего сева, сенокоса и жатвы.

Основной производственной ячейкой сельского и городского населения являлась семья. Старший по возрасту мужчина был главой семьи. Он руководил ее производ­ственной деятельностью, семейно-брачными отношениями, представлял интересы семьи на мировом сходе, отвечал, за исправное несение феодальных повинностей. Огромное влияние на жизнь сельского населения оказывала община. Она следила за состоянием хозяйств крестьянских семей. В случае пожара, падежа скота, потери кормильца и других бедствий община оказывала помощь попавшему в беду одно­сельчанину. Община выполняла также административно-полицейские и судебные функции.

Русский крестьянин всегда мыслил конкретно и в личностных понятиях. Он подходил к людям без национальных, религиозных и каких-либо иных предрассудков. Крестьяне шедро одаривали едущих в сибирскую ссылку, и не из-за симпатии к их делу, а пото­му, что они смотрели на них как на «несчастненьких».

Вместе с тем крестьяне по причине неграмотности не понимали законов, не претен­довали на участие в решении общественно-политических проблем. За столетия они привыкли к монархическому строю. Но вся экономическая среда, окружавшая рус­ского крестьянина, делала его социальным радикалом и политическим консервато­ром. Социальным революционером он был потому, что мечтал о конфискации и пе­редаче общинам всех частных земель. Политическим же консерватором — потому что этой конфискации и перераспределения земель он ждал от царя, которого считал верховным собственником России. В конечном счете, крестьянин представлял собой большое препятствие на пути демократизации России.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

В 1849 г. был сдан в рекруты и зачислен матросом 2-й статьи в 30-й флотский эки­паж Черноморского флота крепостной крестьянин Петр Маркович Кошка(1828-1882). Во время участия в обороне Севастополя (на батарее 3-го бастиона, прикрывав­шего подступы к Южной бухте и центру города) Кошка отличался редкой отвагой и на­ходчивостью. Он участвовал во многочисленных вылазках, действовал и в одиночку, проникал в расположение противника, добывал ценные сведения, пленных и оружие. О нем писали журналы и газеты. В. Ф. Тимм создал его портрет, а императрица Алек­сандра Федоровна прислала «крест благословления».

После увольнения в продолжительный отпуск по ранению знаменитый герой жил в большой нужде, ходил с обозами в Николаев, Одессу, Херсон, работал в лесничестве. Затем был возвращен на службу. Через несколько лет вернулся в родную деревню и умер в 54 года.

Павел Степанович Нахимов(1802-1855) получил мичманские погоны в 16 лет по окончании Морского шляхетского корпуса. В 1822-1825 гг. участвовал в кругосветном плавании. За участие в Наваринском сражении (1827) против турецко-египетского флота получил звание капитан-лейтенанта, орден и стал командиром корвета «Наварин». Нахимов командовал рядом кораблей и к началу Крымской войны был адмира­лом, командиром бригады.

18 ноября 1853 г. в Синопском сражении было уничтожено 15 из 16 турецких кораб­лей. Ни один российский корабль не был потоплен. Турки потеряли 3000 человек про­тив 37 русских моряков. Но это была «лебединая песня» русского парусного флота. Семь парусных кораблей пришлось затопить у входа на севастопольский рейд для пре­граждения доступа вражескому флоту. В осажденном Севастополе Нахимов руководил обороной, командовал портом, был военным губернатором города. Севастополь упорно защищался в значительной степени благодаря применению фортификационных нов­шеств, умелому использованию всех возможностей местности. 28 июня 1855 г. Нахи­мов был смертельно ранен при осмотре одной из батарей на Малаховом кургане и похо­ронен во Владимирском соборе г. Севастополя. На Малаховом кургане нашли свою смерть Владимир Александрович Корнилов (1806-1854) и контр-адмирал Владимир Иванович Истомин (1809-1855).

Оборона Севастополя представлена во многих памятниках и музеях города русской славы. Л. Н. Толстой, участник Севастопольской обороны, написал об этом свои пер­вые литературные произведения. В СССР существовал боевой орден Нахимова. О вы­дающемся флотоводце был создан художественный фильм.

МОДЕРНИЗАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ПРОБЛЕМЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ (1861-1913)