Значение целей воспитания для разработки педагогической теории и методических основ воспитания
Внутренняя структура процесса обучения и отражение в ней характера учебно-познавательной деятельности
Для организации учебного процесса необходимо хорошо знать те внутренние структурные компоненты, из которых он состоит. С этой точки зрения в обучении, как и во всякой человеческой деятельности, обычно выделяют следующие структурные компоненты: целевой, потребностно-мотивационный, содержательный, операционно-деятельностный, эмоционально-волевой, контрольно-регулировочный и оценочно-результативный. Внутренняя структура и организация процесса обучения
ОБУЧАЮЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА
Определение целей и задач учебной деятельности учащихся | Формирование потребности в знаниях и мотивов учебной деятельности учащихся | Определение содержания материала, подлежащего усвоению учащимися | Организация учебно-познавательной деятельности по овладению учащимися изучаемым материалом | Придание учебной деятельности учащихся эмоционально-волевого характера | Регулирование и контроль за учебной деятельностью учащихся | Оценивание результатов учебной деятельности учащихся | |
УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ
Осознание целей и задач учебно-познавательной деятельности учащимися | Развитие и углубление потребностей и мотивов учебно-познавательной деятельности | Осмысление темы нового материала и основных вопросов, подлежащих усвоению | Восприятие, осмысление, запоминание учебного материала, применение знаний на практике и последующее повторение | Проявление эмоционально-положительного отношения и волевых усилий в учебно-познавательной деятельности | Самоконтроль и внесение коррективов в улучшение учебно-познавательной деятельности | Самооценка результатов учебно-познавательной деятельности |
ТЕМА 8.ТЕОРИЯ ВОСПИТАНИЯ
Цель – это то, к чему стремятся, что надо осуществить. В этом смысле под целью воспитания следует понимать те заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которых стремятся достигнуть в процессе воспитательной работы. Крупнейший физиолог и психолог В.М. Бехтерев (1857-1927) писал о том, что решение вопроса о целях воспитания – это непосредственное дело педагогической науки. «Выяснить цель воспитания и доказать способы достижения этой цели, – подчеркивал он, – есть во всяком случае дело науки...»
Обстоятельное знание целей воспитания непосредственно влияет на разработку педагогической теории. Четкое представление о том, какого человека мы хотим сформировать, сказывается на трактовке сущности самого воспитания. Например, с давних времен в педагогике разрабатывались два подхода к осуществлению воспитания. Один из этих подходов преследовал цель сформировать послушную, безропотно подчиняющуюся установленному порядку личность. Воспитание сводилось главным образом к понуждению детей к определенным формам поведения, различным мерам внешнего воздействия, вплоть до физических наказаний. Как будет показано в дальнейшем, многие педагоги пытались оправдывать подобное воспитание теоретически, полагая, что дети от природы якобы обладают необузданностью, которую необходимо подавлять силой авторитета педагога, различными запретами и ограничениями. Поэтому такое воспитание стали называть авторитарным.
Другие же педагоги в противоположность этому считали, что целью воспитания должно быть формирование свободной, духовно развитой и чувствующей свое достоинство личности. Исходя из этого, они разрабатывали гуманистические идеи воспитания, выступали за уважительное отношение к детям, создание новой педагогики, проникнутой верой в интеллектуальное и морально-эстетическое совершенствование личности.
С этой точки зрения должно быть также понятно, что цели, которые ставились и ставятся перед воспитанием, не могут не влиять на разработку теоретических подходов к определению его содержания и методики воспитательного процесса.