РУССКИЕ ЗЕМЛИ В УСЛОВИЯХ ФЕОДАЛЬНОЙ РАЗДРОБЛЕННОСТИ


Поучение» Владимира Мономаха

Крещение Руси

«Владимир пришел в Киев; тотчас велел ниспровергнуть кумиры — одни изрубить, а другие предать огню. А Перуна повелел привязать к хвосту коня и стащить с горы по Боричеву въезду в ручей (Почайну) и приставил 12 мужей толкать Перуна шестами... Когда влекли Перуна по ручью к Днепру, верующие люди оплакивали его...

После этого Владимир послал по всему городу со словами: "Кого не окажется завтра на реке, богатого ли, убогого ли, нищего или раба, тот идет против меня".

Владимир повелел строить церкви и ставить в тех местах, где стояли кумиры. Церковь св. Василия поставил на холме, где стоял кумир Перуна идругие церкви, где приносили жертвы князь и люди. И начал Владимир ставить по городам церкви и попов, а людей за­ставлял креститься по всем городам и селам. И стал брать у нарочитых (знатных) людей их детей и отдавать их в книжное учение. А матери плакали по ним, как по мертвым...» (Повесть временных лет. СПб., 1997, с. 86-87).

«...В дому своем не ленитесь, но сами смотрите за всем; не полагайтесь ни на тиуна, ни на отрока, чтобы не посмеялись приходящие к вам над домом вашим, ни над обедом вашим. Выйдя на войну, не ленитесь, не надейтесь на воевод, не угождайте питью, ни еде, ни спаныо; стражу сами расставляйте, и ночью, везде расставив караулы, около воинов ложитесь, а вставайте рано; да оружие не снимайте с себя второпях, не оглядевшись из-за лени, — от этого внезапно человек погибает. Остерегайтесь лжи и пьянства — от этого погибает душа и тело. Куда не пойдете по своим землям, не позволяйте ни своим, ни чужим отрокам пако­сти делать ни в селах, ни в полях, чтобы не начали вас проклинать. А куда ни пойдете, где ни остановитесь, везде напойте и накормите просящего. Больше всего чтите гостей, откуда бы он к вам не пришел — простой ли человек, или знатный, или посол, — если не можете одарить его, то угостите едой и питьем. Эти люди, ходя по разным землям, прославят чело­века или добрым, или злым. Больного посетите, мертвого пойдите проводить, ведь все мы смертны. Не проходите мимо человека, не приветив его добрым словом...Что знаете хоро­шего, того не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь, как мой отец: он, дома сидя, изучил пять языков. За это честь отдают (уважают) и в других землях. А леность — мать всему дурному, (ленивый) что и знает, то забудет, а чего не знает, тому не учится; вы же, поступая хорошо, не ленитесь ни на что доброе» (Хрестоматия... 1989. С. 46-47).

ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ

«Каждый да владеет своей вотчиной». В истории русской государственности и рус­ской цивилизации эта формула сыграла поистине роковую роль. В 1097 г. па княже­ском съезде (снеме) в г. Любече (недалеко от Чернигова) было решено не вмешиваться в дела друг друга на территории, доставшейся правителю от отца («каждый да владеет своей отчиной»).

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Андрей Боголюбскийбыл сыном Юрия Долгорукого и дочери половецкого хана Аепы. Родился в первые десятилетия XII в..Вместе с отцом и другими князьями участ­вовал в многочисленных походах. После ссоры с отцом ушел во Владимир и с 1157 г. сделал Владимир столицей княжества. По инициативе князя Андрея были построены Успенский собор (1158-1160), укрепления, Золотые ворота, а также княжеский замок в Боголюбове.

Стремясь к самовластному, авторитарному правлению, Андрей Боголюбский ли­шил владений и изгнал в Византию четырех своих братьев, двух племянников и ряд бо­яр. Напряженными были и отношения с церковными иерархами. Недовольство дейст­виями великого князя и опасение новых репрессий привели к заговору приближенных. 20 человек обманом проникли в спальню князя на втором этаже дворца и нанесли ему множество ударов. После их ухода Андрей смог спуститься по винтовой лестнице и выйти на улицу, но был обнаружен заговорщиками. Как свидетельствует паталогоана-томическая экспертиза, проведенная во второй половине XX в., потерявшему сознание, истекавшему кровью князю были нанесены десятки ударов мечом, боевым топором или саблей1. (Рохлин Д.Г. Болезни древних людей)

Впоследствии заговорщиков наказали. Андрей Боголюбский был канонизирован Рус­ской православной церковью. Но самодержавного правления установить не удалось.

После убийства Андрея на его место хотел сесть брат Всеволод, но он не был принят местными боярами. Родился Всеволод во время сбора полюдья его отцом князем Юри­ем Долгоруким на р. Яхрома, в честь чего был заложен г. Дмитров (1154). Вместе с бра­том Михалко Всеволод получил города Ростов и Суздаль, но был изгнан Андреем в Ви­зантию.

В 1168 г. Всеволод вернулся на Русь и участвовал во многих походах, битвах, поли­тических комбинациях. После побед над собственными племянниками Всеволод закре­пил за собой владимирский стол, расширил границы Владимирского великого княжества. Он ходил на Булгарию, на Чернигов, Рязань, Новгород, где правили его ставленники. При нем были основаны г. Гледен (позже Великий Устюг), Унжа, Зубцов, велось строи­тельство в Переяславле-Залесском, Суздале, Владимире и других городах.

Большинство русских князей признало его старейшиной Мономашичей — потом­ков Владимира II Мономаха. При нем продолжалось Владимирское летописание. Про­звище — Большое Гнездо — Всеволод получил как глава большой семьи. Его сыновья — Константин, Борис, Глеб, Юрий, Ярослав, Владимир, Святослав, Иван; дочери — Мсти­слава, Верхуслава, Сбыслава, Елена. Юрий Всеволодович погибнет на реке Сить в ре­шающей битве с монголо-татарами (1238). Ярослав Всеволодович первым получит от монголов ярлык на великое княжение, станет отцом Александра Невского.

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ

Западные исследователи на протяжении длительно времени пытаются доказать, что «Слово, о полку Игореве» — историческая подделка, мистификация. Тезис о неспо­собности древнерусских людей к высокому художественному творчеству убедительно опроверг своими многочисленными трудами литературовед, академик Академии наук СССР (с 1970) Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999). Выходец из интеллигент­ной петербургской семьи, Дмитрий Лихачев окончил Ленинградский государственный университет. По ложному обвинению был осужден и оказался в печально знаменитом СЛОНе — Соловецком лагере особого назначения. Даже в этих условиях молодой чело­век продолжал научные изыскания — изучал особенности языка (арго) заключенных.

Впоследствии Д. С. Лихачев стал доктором филологических наук, профессором, крупнейшим отечественным специалистом по древнерусской культуре, которую всесто­ронне исследовал и представлял на международных научных конгрессах, в многочислен­ных публикациях. Несмотря на почтенный возраст, Д. С. Лихачев поддержал перестрой­ку М. С. Горбачева, создал Советский фонд культуры и стал первым председателем его правления, проявил себя как активный общественный деятель. Герой Социалистиче­ского Труда, дважды лауреат Государственной премии СССР, Государственной премии РФ стал первым почетным гражданином Санкт-Петербурга. Д. С. Лихачев оставил большое число учеников и последователей, а также интересные «Воспоминания».

ИСТОРИОГРАФИЯ

«Нам понятно теперь, почему именно в конце XII в. с такой силой проявились в рус­ской литературе великая идея родины, чувство родины, народный патриотизм. По-своему грандиозная летописная идея единства Руси как единства княжеского рода отмерла, но идея единства Руси, основанная на глубоком чувстве любви к родине, продолжала жить. Идея эта потребовала для своего выражения создания нового жанра поэтической повести, в которой с поразительной силой сказались народные основы патриотизма, опирающегося на живое чувство любви к родине, как к живому существу». (Лихачев Д. Национальное самосознание Древней Руси. М.;Л.,1945.С.61)

«Россия разделилась.

Вместе с причиною ее могущества, столь необходимого для благоденствия, исчезло и могущество и благоденствие народа. Открылось жалкое междоусобие малодушных князей, которые, забыв славу, пользу отечества, резали друг друга и губили народ, чтобы прибавить какой-нибудь ничтожный городок к своему уделу. Греция, Венгрия,
Польша отдохнули: зрелище нашего внутреннего бедствия служило им поручитель­ством в их безопасности. Дотоле боялись россиян, — начали презирать их. Тщетно некоторые князья великодушные — Мономах, Василько — говорили именем отече­ства на торжественных съездах; тщетно другие — Боголюбский, ВсеволодIII — старались присвоить себе единовластие: покушения были слабы, недружны, и Россия в те­чение двух веков терзала собственные недра, пила слезы и кровь собственную. Открылось и другое зло, не менее гибельное. Народ утратил почтение к князьям: вла­детель Торопца или Гомеля мог ли казаться ему столь важным смертным, как монарх всей России?» (Карамзин Н.М. Записка о древней и новой России в её политическом и гражданском отношениях. М.,1991. С.18)