ПОЛИТИЧЕСКИЙ и ЭКОНОМИЧЕСКИЙ СТРОЙ ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД РАСЦВЕТА
ИСТОРИЯ В АФОРИЗМАХ
«Золотой век русской истории».Людям свойственно забывать плохое и вспоминать хорошее, связанное чаще всего со временем молодости. После двух столетий монгольского ига, еще двух столетий борьбы с его последствиями и еще двух столетий крепостного права время Владимира Красное Солнышко и Ярослава Мудрого выглядело как время относительной свободы и благополучия. Не случайно период Древней Руси стали считать лучшим временем в истории страны, «золотым веком». Каждый народ мечтает о «золотом веке». Современные россияне на вопрос: «Когда же будет жить хорошо?» часто сами себе отвечают: «Хорошо уже было».
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
Княгиня Ольга — единственная женщина из всех правителей «империи Рюриковичей». Ее происхождение является предметом споров. В Пскове ее считают своей землячкой. Некоторые полагают, что она была знатного происхождения, возможно скандинавского. Игоря она покорила умом и красотой. После его смерти Ольга стала фактической правительницей при малолетнем сыне Святославе. С ее именем связано создание становищ и погостов, своеобразных «крепостиц», защита которых обеспечивалась «воями». Погосты и становища превращались впоследствии в административные центры государства.
Налоговая и административная реформы способствовали экономическому укреплению и повышению политического веса молодого государства. В 957 г. во время визита в Константинополь Ольга приняла крещение из рук византийского императора Константина Багрянородного. Русь в период ее правления не воевала ни с одним из соседних государств. В 964 г. Ольга передала власть достигшему совершеннолетия Святославу, но во время его длительных военных походов продолжала управлять государством.
Она осталась в истории как рачительная, дальновидная, мудрая устроительница русской земли. Умерла в 969г., похоронена по христианскому обычаю и вскоре причислена к лику святых Русской православной церкви (РПЦ).
РУССКИЙ ЧЕЛОВЕК В ИСТОРИЧЕСКОМ КОНТЕКСТЕ
Мужчин в Древней Руси с уважением называли «люди», «мужи». Они пахали, сеяли, рубили и палили лес под новую пашню («подсечно-огневая система»). Могли завалить медведя, лося, кабана, наловить рыбы, собрать мед из лесных бортей. «Муж» Древней Руси участвовал в сходе общины, выбирал старосту, участвовал в судебном разбирательстве в составе своеобразной «коллегии присяжных» — «двенадцати лучших мужей», преследовал конокрада, поджигателя, убийцу; участвовал в вооруженном ополчении в случае крупных военных походов и вместе с другими отбивался от кочевников. Свободный человек должен был контролировать свои чувства, отвечать за себя, родственников и зависимых людей. За предумышленное убийство в соответствии с Русской Правдой, сводом законов первой половины XI в., имущество конфисковалось, а семья полностью обращалась в рабство (эта процедура называлась «поток и разграбление»). За клок волос, вырванный из бороды или усов, обиженному свободному человеку «за моральный ущерб» полагалась компенсация в 12 гривен. (Гривна — слиток серебра весом примерно в 200 граммов; в настоящее время гривна является основной денежной единицей на Украине.) Так ценилось личное достоинство свободного человека. Убийство каралось штрафом в размере 40 гривен. Древнерусский мужчина был бесспорным военнообязанным, участником военных походов. По решению народного вече в поход выступали боеспособные мужчины, получавшие оружие, как правило, из княжеского арсенала. Так, армия Святослава (965-972), включая наряду с дружиной и народное ополчение, насчитывала до 50-60 тыс. человек.
УДИВИТЕЛЬНЫЕ СУДЬБЫ
Ярославродился около 978 и умер в 1054 г., прожив 76 лет. Его матерью была полоцкая княжна Рогнеда, захваченная Владимиром при разгроме Полоцка. Ярослав княжил в Новгороде, ежегодно собирал дань в размере 3 тыс. гривен, из которых две трети отсылал в Киев отцу — великому князю Владимиру. Ярослав отказался платить дань и нанял отряды варягов для борьбы с отцом, после смерти которого в результате борьбы с братьями стал самовластцем Русской земли.
Ярослав Мудрый проявил себя выдающимся государственным деятелем. При нем Русь была сильной и единой. Он считается автором Русской Правды, целого комплекса юридических документов, отразивших и регулировавших русскую социальную жизнь. При нем переводились с греческого на русский язык многие книги, были организованы школы для начального обучения, возникла своеобразная средневековая академия из «книжных людей» того времени. Крупным летописным центром Древней Руси стал Киево-Печерский монастырь, основанный еще при Ярославе. Ярослав знал 8 языков, много читал не только днем, но и при свечах ночью. Он строил храмы. Сам, без ведома константинопольского патриарха, назначил главу Русской церкви — митрополита Иллариона. Его называли самовластцем, «каганом» (на восточный лад), а в конце жизни стали называть царем, как византийского императора. Ярослав Мудрый погребен в Софийском соборе в Киеве, на стенах которого он был при жизни изображен вместе с семьей.
СПРАВОЧНИК
Гривной называли весовую, денежно-весовую и денежно-счетную единицу Древней Руси и других славянских земель. В Средней и Северной Европе гривна называлась маркой. Название «гривна» происходит от украшения из золота или серебра в виде обруча, которое носили на шее (на «загривке»). Со временем это слово стало означать определенное количество (вес) ценного металла. Поскольку это количество серебра могло слагаться из определенного количества одинаковых монет, возник счет их на штуки. Гривна, состоящая из определенного количества монет, называлась гривной кун (денежно-счетная единица). Гривна серебра (весовая) и гривна кун (счетная) стали на Руси платежно-денежными понятиями. В XII в. гривна серебра (около 204 г) по ценности равнялась 4 гривнам куп. Новгородские гривны XIII в. представляли собой длинные серебряные палочки весом около 204 г. На основе гривны возник рубль. С XVIII в. гривна составила половину фунта. Гривна как единица веса делилась на 48 золотников (по 4,26 г), а золотник — на 25 почек (по 0,17 г). Гривна весом 204 г была положена в основу чеканки русских монет1.
ХРЕСТОМАТИЯ