Понятие введенного судна
Морское судно может быть застраховано сразу у двух морских страховщиков: в акционерной страховой компании (через договор морского страхования судна — каско) и в (КВС) клубе взаимного страхования судовладельцев (исходя из предложенных клубных правил). Судно, застрахованное в клубе взаимного страхования, называется введенным судном. Заявление от судовладельца в КВС о введении судна может поступить от любого судовладельца, а также оператора судна, фрахтователя или акционерного страховщика указанного судна, исходя из его брутто-регистровой вместимости. Введение судна в КВС рассматривается Правлением клуба взаимного страхования только во взаимосвязи с членством заявителя в КВС.
Заявитель должен сообщить КВС следующие сведения, необходимые для достоверного суждения о степени страхового риска для вводимого судна:
- название судна;
- порт приписки (регистрации) и государство флага;
-присвоенный классификационным обществом (каким) класс судна;
- брутто- и нетто-регистровый тоннаж судна;
- год постройки судна;
-общее описание конструктивных особенностей судна, включая развернутые характеристики состояния грузовых и/или пассажирских помещений судна;
- район плавания и общую характеристику грузов, которые предполагается перевозить на этом судне;
- количественный и национальный состав командного состава и членов экипажа введенного судна, включая подробную характеристику условий трудовых контрактов (судовая роль), заключенных с ними;
- объем требуемого страхового покрытия в КВС.
В зависимости от конкретных обстоятельств дела КВС может запросить от заявителя дополнительную информацию, касающуюся объекта морского страхования, имеющую важное значение для суждения о степени риска.
На основании полученной информации от заявителя КВС производит тарификацию риска, т. е. определяет величину страховой премии, причитающейся к уплате в связи с заключаемым договором морского страхования. Результаты произведенной тарификации в письменном виде сообщаются заявителю. Выраженное согласие заявителя сданными предложениями КВС оформляется в виде нотиса, направляемого в адрес клуба взаимного страхования.
На основании одобренных заявителем результатов произведенной КВС тарификации риска происходит оформление договора морского страхования. Указанное одобрение выражается в форме акцепта со стороны непосредственно заявителя в КВС либо брокера или иного посредника, Действующего от имени заявителя. В настоящее время около 50% всех договоров морского страхования с КВС заключается при посредничестве брокеров.
Правовой статус страхового брокера, действующего на международном рынке морского страхования, должен быть определен следующим образом — это посредник, назначенный страховщиком предоставлять страхование от его (страховщика) имени.
Затребуемые заявителем-клиентом страхового брокера условия страхового покрытия в отношении объекта морского страхования оформляются с помощью документа, называемого брокерским слипом. Применительно к условиям Лондонского международного страхового рынка, составленный брокерский слип направляется в адрес КВС для рассмотрения и подписания. Скрепленный подписью андеррайтера КВС брокерский слип подтверждает наличие заключенного договора морского страхования между КВС и заявителем-клиентом. При этом в соответствии с действующими правилами КВС заявителю выдается удостоверение члена клуба взаимного страхования, т. е. сертификат о введенном судне.
Посреднические функции страхового брокера по составлению брокерского слипа и налаживанию взаимоотношений между заявителем-клиентом и КВС оплачиваются в форме денежной брокерской комиссии, как правило, в заранее оговоренном сторонами данного правоотношения фиксированном проценте от суммы начисленной КВС страховой премии заявителю, стремящемуся к заключению договора морского страхования. Кто является плательщиком брокерской комиссии, зависит от норм национального страхового законодательства, в чьей юрисдикции находится страховой брокер.
Как правило, плательщиком брокерской комиссии выступает непосредственно клуб взаимного страхования. Данные правовые нормы действуют в большинстве стран Западной Европы, где созданы клубы взаимного страхования. В США наоборот — плательщиком брокерской комиссии по заключенному договору морского страхования выступает заявитель — член КВС, т. е. расходы по брокерской комиссии ложатся на страхователя.
Заключаемые в КВС договоры морского страхования обычно носят фиксированный срок, равный страховому году.
Этот страховой год исчисляется как временной интервал в отношении введенного судна, начиная с 20 февраля по полудне по всемирному времени (по Гринвичу) данного календарного года и по 20 февраля по полудне по всемирному времени (по Гринвичу) последующего календарного года. Заявленные имущественные претензии страхователя введенного судна к КВС по поводу страхового случая и имевшего место ущерба рассматриваются только за указанный срок страхования, если клубными правилами КВС не предусмотрено иное.
Особое значение на практике имеет сертификат о введенном судне. Это удостоверение члена (членства) в клубе взаимного страхования, куда обратился заявитель. Данный документ удостоверяет юридический факт заключения договора морского страхования между заявителем (страхователем) и КВС. Данный документ применительно к взаимному морскому страхованию замещает морской страховой полис, который выдает каждая акционерная страховая компания — морской страховщик. Сертификат содержит все условия договора морского страхования. Выдается страхователю вместе с копией устава КВС и действующих клубных правил, относящихся к условиям заключенного договора морского страхования.
Важнейшей технической процедурой КВС в отношении введенного судна является тарификация, т. е. исчисление страховой премии в счет заключаемого договора морского страхования. Величина страховой премии исчисляется исходя из страхового года.
Исчисленная сумма страховой премии должна покрыть: страховые выплаты, производимые КВС своим членам; расходы по перестрахованию рисков, принятых КВС; административно-управленческие расходы клуба взаимного страхования. В исчисленную сумму страховой премии также закладываются текущие темпы инфляции валюты страхования и установленные клубными правилами проценты отчислений в резервные фонды, образуемые КВС. На каждое введенное судно величина страховой премии исчисляется в индивидуальном порядке андеррайтером КВС
Базовыми критериями при исчислении величины страховой премии КВС в отношении введенного судна являются следующие:
- страна регистрации судна;
- год постройки судна;
- брутто-регистровый тоннаж;
- тип судна (целевое назначение).
Помимо перечисленных базовых критериев, при исчислении величины страховой премии клуб взаимного страхования принимает во внимание целый ряд различных дополнительных факторов. К числу таких дополнительных факторов относятся:
- район плавания (ограничения по району плавания);
- общая характеристика грузов, предназначенных к морской перевозке на данном судне;
- содержание условий договора морской перевозки грузов;
- содержание трудовых контрактов (судовая роль), заключенных с членами экипажа; количественные и качественные характеристики экипажа введенного судна (профессиональные навыки, знания, опыт); наличие или отсутствие каких-либо конкретных схем социального страхования членов экипажа введенного судна в странах, резидентами которых они являются; наличие или отсутствие каких-либо договоров личного страхования (жизни, от несчастных случаев и др.) у членов экипажа, заключенных или инициированных к заключению по инициативе заявителя в КВС;
- содержание страховой истории члена КВС (если такая имеется). Страховая история представляет собой информационное досье по страховым выплатам, страховым случаям и их обстоятельствам, заводимое в отношении каждого члена клуба взаимного страхования;
- информация, касающаяся профессионального опыта и знаний оператора введенного судна.
Величина исчисленной страховой премии в расчете на страховой год в отношении введенного судна структурно состоит из двух частей: аванса и окончательного расчета.