Информационные технологии в социальной работе.
Научная организация труда в социальных учреждениях
Учреждения социального обслуживания населения, органы управления ими, персонал социальных учреждений и органов управления в процессе реализации своих функций по защите и обслуживанию населения вступают во множество отношений и связен: между социальными учреждениями и клиентом, между учреждениями и их органами управления, между органами управления сферы социального обслуживания и органами власти, органами местного управлениями т.д.
Организационные отношения включают: 1) внутреннюю упорядоченность, согласованность, взаимодействие социальной защиты области, города, района и его функциональные подразделения и т.д.
Организационные аспекты труда в социальных учреждениях, включают и такие вопросы, как стиль руководства, кадры, формы, способы выработки целей и принятия решений, организация контроля исполнения, разработка и освоение технологий социальной работы. Важным элементом всей организационной работы является оценка эффективности деятельности данного учреждения (органа), т.е. выяснение, в какой мере реализована цель деятельности организации.
Организационная деятельность строятся на основе принципов: целенаправленности, законности, стимулирования, единства полномочий и ответственности, контроля и проверки исполнения. Принцип целенаправленности означает, что эффективной может быть только четко спланированная работа.
Принцип законности требует строгого исполнения законов и основанных на них правовых актов всеми государственными органами, должностными лицами, общественными организациями и гражданами.
Принцип стимулирования способствует побуждению исполнителя к осознанной, заинтересованной деятельности по удовлетворению социальных потребностей населения.
Принцип единства полномочий и ответственности требует строго определенных полномочий каждого подразделения, исполнителя, организатора социального обслуживания, установления рациональных связей и информационных потоков между подразделениями и службами социальной защиты. Смысл принципа контроля и проверки исполнения заключается в необходимости обеспечить реализацию гарантированных государством мер по социальной защите различных групп населения.
Информационные технологии в организации социологической работы занимают особое место. Социолог не может сделать прогноз развития ситуации в обществе, не может осознать всю глубину и характер данной проблемы и указать возможные способы ее разрешения без точных информационных данных. Только на основе таких данных исследователь может предельно точно диагностировать ситуацию, предвидеть дальнейшее ее развитие и указать возможные пути выхода из нее.
Под информационными технологиями понимается совокупность знаний, сведений, данных и сообщений, которые формируются и воспроизводятся в обществе и используются индивидами, группами, организациями, классами, различными социальными институтами для регулирования социального взаимодействия, общественных отношений между человеком, обществом и природой. Адекватное, достаточно полное знание, отражающее объективные социальные процессы и их связь, должно быть комплексным, основанным на интеграции данных всех областей обществоведения, на прочном взаимодействии общественных и естественных наук, поскольку именно на стыке различных областей знаний может быть получен большой объем информации. Функционирование информации осуществляется с помощью различных каналов и средств ее распространения и хранения, как институционализированных и неинституционализированнных.
Современный процесс глобальной информатизации, развитие информационных технологий, резко увеличивает количество информации, циркулирующей в обществе и во многом изменяет ее качество (формы ее хранения и представления, степень многообразия и т. д.). «Следует учитывать, что реально функционирующая в обществе информация всегда включает в себя субъективные элементы (оценки, мнения, восприятия и т. д.), а также неадекватную искаженную информацию о действительности, основанной на стереотипах, слухах и других подобных источниках». Это обстоятельство необходимо учитывать социологу при проведении исследований. Информация, используемая специалистами, должна быть наиболее полной и достоверной, кроме того, она должна быть актуальной и обладать следующими качествами:
а) атрибутивными (единство материального и социального, дискретность и непрерывность);
б) прагматическими (новизна, ценность, кумулятивность);
в) динамическими (повторяемость, многократность использования, старение).
Следует отметить, что информационную потребность можно рассматривать как проявление индивидуальных черт и запросов личности, общественных интересов отдельных социальных групп и человечества в целом.
По своему содержанию и качеству социальная информация может быть также истинной и ложной, научной и ненаучной. Характерной отличительной чертой научной информации является ее истинность. Выделяют также такое понятие, как оптимальность информационных технологий.
Для социолога интерес представляют такие особые виды социальной информации, как экономическая, политическая, правовая и др., а также такие источники информации как общественная деятельность, различные сферы общественной жизни, разнообразные документы, интернет, книги, журналы, телевидение и т. д.
Полноценная социологическая работа невозможна без интенсивного использования информационных технологий. Только на их основе социолог способен объяснить прошлое общественной жизни, выявить многие сегодняшние проблемы общества и указать пути их возможного разрешения, а также прогнозировать будущее человеческого общества. Доступ к информационным технологиям это как бы пропуск в будущее человечества, то есть это тот рубеж, не преодолев который нельзя надеяться на включение в современные, прогрессивные инновационные процессы, на достижение высокого статуса в обществе будущего.