Шаги определения стратегии


Процесс определения и разработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он устанавливается определением общих направлений, продвижение по которым должно обеспечивать рост и укрепление позиций предприятия. Таким образом, стратегия может быть представлена в виде документа, четко сформулированного, хорошо структурированного и используемого не только высшим руководством, но и многочисленными работниками, которые участвуют в разработке и реализации стратегии.

Для того, чтобы четко представить себе будущую стратегию развития фирмы, необходимо разработать определенные шаги (этапы), а для этого следует ответить на ряд насущных вопросов (рис. 7.1).

 

 
 

 


Рисунок 7.1. – Шаги разработки стратегии организации

 

В целом разработка стратегии предполагает последовательную реализацию четырех этапов:

1. Уяснение текущей стратегии, которое позволяет получить четкое представление о текущем состоянии организации и специфике реализуемой ей стратегии.

2. Анализ портфеля продукции дает представление о характере взаимосвязей всех сфер бизнеса и потенциале их суммы – портфеле продукции, с помощью анализа которого можно сбалансировать поступление денег, степень риска, обновление и отмирание частей бизнеса.

3. Оценка влияния факторов на будущую стратегию.

4. Выбор стратегии – это ее оценка, которая представляет собой анализ правильности и достаточности учета основных факторов, определяющих возможности осуществления стратегии. Вся процедура оценки сводится к выяснению того, приведет ли выбранная стратегия к достижению фирмой своих целей.

Стратегия разрабатывается на основе правил и процедур. Правила устанавливают границы деятельности и поведения в организации, направляя ее функционирование по пути реализации стратегии. Процедуры в отличие от правил описывают действия, которые следует принимать в конкретной ситуации.