Дошкольного возраста в Уральском регионе
Сеть учреждений специального типа для детей
(в абсолютных показателях в 1987 г.)
Область | Кол-во специальных детских садов для детей, имеющих нарушения: | ||||
интеллекта | зрения | слуха | речи | опорно-двигате-льного аппарата | |
Свердловская | |||||
Пермская | |||||
Челябинская | |||||
Курганская | |||||
Итого |
Примечание. Кроме того, имелось более 40 коррекционных групп детей с нарушением развития при обычных детских садах.
Конец 80-х годов в Свердловской области ознаменовался двумя неординарными событиями, которые позитивно отразились на последующем развитии всего Уральского региона и получили положительный резонанс в России – это открытие Региональной лаборатории по социально-трудовой адаптации умственно отсталых детей при дефектологическом факультете Уральского государственного педагогического института (1986 г.) и диагностического Центра при специальной коррекционной школе № 111 г. Екатеринбурга (1989 г.). Мы заостряем внимание на этих исторических фактах не только потому, что такие прецеденты имели место впервые в истории специального образования Уральского региона, но и в силу значимости того воздействия, которое они оказали на всю последующую историю развития регионального образования в целом. Кроме того, мы считаем, что именно этот временной период является рубежным периодом перехода на современный этап развития специального образования на Урале. В этом плане Уральский регион опередил другие регионы России в видении перспектив развития различных форм оказания помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Благодаря разработанным нами проектам социально-трудовой адаптации и оценки детей в системе образования, стали отрабатываться модели постоянно действующих психолого-медико-педагогических комиссий и консультаций (ПМПК), а также региональные модели специального образования, направленные на интеграцию детей в социальной среде в широком смысле этого слова.