Подведомственность военных судов


Круг дел, отнесенных к ведению военных судов, т. е. подведомственных этим судам, предопределяется преимущественно персональными свойствами (признаками, особенностями) лиц, права и законные интересы которых ставятся под охрану военных судов, либо лиц, привлекаемых к ответственности (уголовной или административной) по приговорам (постановлениям) этих судов. Свойством (признаком, особенностью) такого рода является принадлежность лица:

к военнослужащим;

к тем, кто приравнивается к ним (граждане, проходящие военные сборы, а иногда и прошедшие такие сборы либо уволенные или уволившиеся с военной службы);

либо к тем, кто связан с военнослужащими или воинскими структурами (при определенных правовыми актами условиях — члены семей военнослужащих, а также вольнонаемные, работающие в воинских частях или учреждениях).

В ч. 1 ст. 7 Закона о военных судах и ч. 5—8 ст. 31 УПК сформулированы правила относительно того, какие конкретные категории дел подлежат рассмотрению в военных судах.

К первой из этих категорий дел (п. 1 ч. 1 ст. 7 Закона) отнесены гражданские и административные дела о защите нарушенных и (или) оспариваемых прав, свобод и охраняемых законом интересов военнослужащих либо граждан, проходящих военные сборы, от действий (бездействия) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятых ими решений. К данной категории дел можно отнести также дела (см. ч. 2 ст. 7 Закона), возникающие в связи с жалобами граждан, переставших быть военнослужащими (уволенных с военной службы) или окончивших прохождение военных сборов, на незаконные действия (решения) военных органов управления или должностных лиц, при условии, что обжалуемые действия (решения) состоялись в период прохождения такими гражданами военной службы либо сборов.

По правилам гражданского судопроизводства военные суды могут рассматривать также заявления военных прокуроров о несоответствии закону правовых актов (индивидуальных или нормативных), изданных органами военного управления, воинскими частями и учреждениями.

Вторую категорию дел, подведомственных военным судам, образуют уголовные дела о преступлениях, совершенных военнослужащими или лицами, проходящими военные сборы, в период прохождения ими военной службы или военных сборов (п. 2 ч. 1 ст. 7 Закона). Данная категория дел составляет основную массу дел, рассматриваемых судами такого рода.

Но в военных судах подсудимыми могут быть не только военнослужащие или лица, проходящие военные сборы. Иногда ими могут стать и лица, не связанные с несением военной службы. Такое считается законным в случаях, когда речь идет:

• о групповых преступлениях, если хотя бы один из подсудимых является военнослужащим;

• о нескольких преступлениях, если хотя бы одно из них подсудно военному суду;

• о преступлениях, совершенных во время прохождения военной службы или военных сборов лицами, уволившимися с военной службы или прекратившими исполнять обязанности, связанные с военными сборами;

• о всех преступлениях, совершаемых в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие суды.

Одновременно с рассмотрением уголовных дел военные суды, естественно, могут рассматривать иски о возмещении вреда, причиненного преступлениями. Такие иски могут быть заявлены в военном суде независимо от того, кому причинен вред (гражданскому лицу или военнослужащему) и является ли причинителем такого вреда военнослужащий.

Закон о военных судах (ч. 6 и 7 ст. 7) и УПК (ч. 2 ст. 29 и ст. 125) относит к ведению этих судов также принятие решений по вопросам, возникающим при производстве по уголовным делам на досудебных стадиях процесса. Они, как и гражданские суды общей юрисдикции, уполномочены принимать решения, разрешающие военным органам расследования производство действий, влекущих ограничение конституционных прав и свобод граждан (заключение под стражу и продление его срока, обыски в жилых помещениях, арест и выемка почтово-телеграфной корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговоров, арест имущества и т. д.). Им также предоставлены полномочия по проверке законности и обоснованности решений и действий военных прокуроров и органов расследования, которые они совершают в ходе раскрытия преступлений (к примеру, решений о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовных дел, об их приостановлении или прекращении и др.)

Особые правила установлены для подведомственности военных судов, находящихся вместе с российскими войсками за пределами России. Содержание этих правил определено в УПК (ч. 8 ст. 31) и в международных договорах Российской Федерации, заключенных с рядом государств СНГ, где по тем или иным причинам находятся российские воинские формирования.

Общее положение, лежащее в основе правил такого рода, состоит в признании того, что лицо, входящие в состав российских воинских формирований, должны нести уголовную ответственность не по российским законам, а по законам государства, на территории которого находится данное формирование. Соответственно, дела о совершенных ими преступлениях подлежат рассмотрению в местных судах.

Но это общее положение не распространяется на случаи, когда названные лица совершают:

• преступления в местах дислокации российских воинских формирований;

• преступления против Российской Федерации или против лиц, входящих в состав российских воинских формирований;

• воинские преступления (ст. 331—352 УК);

• а также совершают преступления во время исполнения должностных либо специальных обязанностей.

Дела о всех перечисленных преступлениях подсудны российским военным судам.

Для характеристики подведомственности военных судов существенно также то, что в тех случаях, когда они функционируют в соответствии с международными договорами на территории других государств, к их ведению могут быть отнесены и любые гражданские, уголовные и административные дела, которые в нормальных условиях должны рассматриваться гражданскими судами общей юрисдикции.