Тема 3. Процесс разработки управленческих решений


Управлениецеленаправленное воздействие на организованную систему, обеспечивающее сохранение ее определенных структур, поддержание режима и цели деятельности.

Управленческое решениеосновной элемент воздействия управляющей системы на управляемую.

Разработка и принятие управленческого решения представляют собой вид человеческой деятельности.

Люди, участвующие в процессе разработки управленческого решения:

ЛПР-человек, осуществляющий выбор наилучшего варианта действий – лицо принимающее решение. Владелец проблемы - лицо по своему положению несущее ответственность за принятие управленческого решения, но не принимающее это решение, и ЛПР не всегда одно и тоже лицо. ЛПР может быть и руководителем активной группы – группы людей имеющих общие интересы и стремящимся оказать влияние на процесс выбора решения.

Эксперт- профессионал в той или иной области, к которому обращаются за оценками и рекомендациями.

Одно из основных допущений- человек делает рациональный выбор, т.е. решение человека являются результатом упорядоченного процесса мышления ( в строго математической форме). Вводится ряд предположений о поведении человека-аксиомы рационального поведения. Если аксиомы справедливы, то поведение рационально, полезно. Полезность-величина, которую в процессе выбора максимизирует личность с рациональным экономическим мышлением.

Задачи принятия решений с рассмотрением полезностей и вероятностей событий были первыми, которые привлекли внимание исследователей. Постановка задач: человек выбирает какие-то действия в мире, где на получаемый результат действия влияют случайные события, неподвластные человеку, но, имея некоторые знания о вероятностях этих событий, человек может рассчитывать наиболее выгодную совокупность и очередность своих действий.( последовательность действий – деревья решения ) Следовать рациональному выбору – быть рациональным. Последовательность правильных решений, ведущих к максимально ожидаемой полезности.

 

Классификация управленческих решений насчитывает 20 критериев признаков:

1. по уровням управления – решения высшего уровня (федерального, муниципального, республиканского и др.);

2. по масштабу управления – отраслевые, макро- и микрорегиональные, внутрипроизводственные;

3. по сфере деятельности – экономические, социальные, технические и др.;

4. по функциональному содержанию – организационные, координирующие, контрольные и др.;

5. по объекту управления – производственные, коммерческие, социальные и др.;

6. по способу принятия решений – формализованные или неформализованные, разовые и др.;

7. по субъекту управления – законодательных, исполнительных органов, фондов, общественных организаций и др.;

8. по цели – стратегические, тактические, оперативные.

9. по продолжительности реализации – долгосрочные, срочные, плановые и др.;

10. по степени обязательности – жесткие, гибкие;

11. по степени самостоятельности – по собственной инициативе, исполнение решений вышестоящих организаций;

12. по организации разработки – коллективные, единоличные;

13. по форме – письменные, устные, графические и др.;

14. по сроку действия – на определенный срок, без ограничения срока, временные;

15. по возникновению ситуации – экстренные, текущие.