Лексика научного стиля


Научный стиль

Обслуживаетсферу науки и техники.

Функциональное назначение: обеспечить адекватную передачу научной информации, аргументировано изложить современное знание (функция сообщения).

Стремитсяк объективной, точной, логически строгой и стройной передаче научной информации.

Яркие черты: точность в передаче научной информации, информативная насыщенность речи, строгая логичность, аргументированность изложения, логическая завершенность текста, обобщённость и абстрактность изложения.

Подстили: 1) собственно-научный (жанры: монография, статья в научном журнале) – характеризуется строгим академическим изложением, ориентированным на специалистов; 2) научно-учебный – ориентирован на подготовку будущих специалистов, поэтому в текстах учебной литературы существенную роль играют: а) целенаправленная систематизация материала (чтобы передать иерархию понятий научной дисциплины); б) объяснения терминов (через вставные конструкции, конструкции – это...; так называется…; то есть….); 3) научно-деловой– представлен в аннотациях (краткая, содержательно ёмкая характеристика печатного текста, основных вопросов, освещаемых в тексте), рефератах (оптимально сжатое и вместе с тем полное адекватное изложение основного содержания текста, построенное по стабильной структуре; структура: заголовочная часть и собственно реферируемая часть); 4) научно-популярный – рассчитан на передачу уже известной научной информации неспециалистам (особую роль здесь играют приемы популяризации научных знаний – использование метафор, сравнений; вопросно-ответные комплексы, риторические вопросы, расшифровка терминов и т.д.).

Лексика научного стиля состоит из трех пластов: 1) общеупотребительная (нейтральная) лексика; 2) общенаучная терминология; 3) узкоспециальная терминология.

Особенности применения общеупотребительных слов: активен глагол быть в настоящем времени (электричество есть поток заряженных частиц); многозначные слова употребляются не в тех значениях, которые частотны в других стилях (исследовать – подвергать научному изучению (ср. первое значение - тщательно осматривать, выясняя что-то); предполагать – считать, допускать, подозревать).

Общенаучная терминологическая лексика обслуживает несколько разных отраслей науки и техники – аналогия, стимул, диспропорция, эффект и т.д.

Узкоспециальная терминология – класс слов/словосочетаний, называющих специфические для каждой отрасли знания реалии, понятия, категории – молекулярная биология; сигнификат, денотат; истец.