Современное свободомыслие.
Современное буржуазное свободомыслие отражает интересы демократических кругов и буржуазной интеллигенции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем положительную роль, ибо содействует просвещению масс.
Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемирные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основанный в 1896 г., и международный гуманистический и этический союз (МГЭС), основанный в 1962 г.
Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации различных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии.
Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борьба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод.
Таким образом, претензии церкви и религии на единственно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представления о природе и человеке. Научное и религиозное мировоззрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъестественного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-экономические причины: постепенное развитие производственных сил и освобождение человека от зависимости от природы, а также прогрессивное развитие общества.
ЛЕКЦИЯ 15 Научное и религиозное мировоззрение о мире, человеке и обществе.
Мировоззрение — это система взглядов на объективный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные позиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Значение мировоззрения в жизни людей обусловлено социальной природой человека, необходимостью ориентироваться в меняющейся социальной и природной среде. Это порождает потребность у каждого человека, класса, у человечества в целом в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.
Религиозное мировоззрение, стихийно сложившееся в глубокой древности, менялось в зависимости от общественных изменений. Существует множество разновидностей религиозного мировоззрения. Однако всем им присущи, хотя и в разной степени, некоторые общие характерные черты и особенности.
Перечислим их.
Прежде всего, самой существенной чертой любого религиозного мировоззрения является признание существования сверхъестественных сил, бога или богов. Реальное существование человека, природы, мира зависит от них.
Другой существенной чертой религиозного мировоззрения является идея креационизма — божественного творения мира. Эта идея пронизывает все древние мифы, существует она и в современных богословских концепциях.
Следующей чертой является учение о целесообразности и целенаправленности явлений природы и общества.
В противоположность этому научное мировоззрение рассматривает мир как многообразие форм движущейся материи.
Основной целью познания теология подчеркивает ,что человеческий разум не в состоянии познать сущность Бога. Научное познание мира рассматривается богословами как второстепенное, нацеленное на исследование глубокой материи и неспособное постичь духовные процессы. Высшей духовной ценностью человека считается в религиозном мировоззрении не его способность к мышлению и творческой деятельности, а вера в Бога, которая объявляется особой формой познания, более совершенной по сравнению с рациональной. Тем самым происходит принижение роли разума. Вера как особая форма познания, по мнению теологов,-- это такая интуиция, с помощью которой истина открывается с наибольшей полнотой без помощи разума. Стремление возвысить веру над разумом присуще всем религиям. Оно проявилось и в борьбе против науки, и в осуждении рационалистических тенденций в самой религии.
В процессе о соотношении веры и разума существовали и существуют две тенденции. Одна полностью отвергает притязания разума на истинное познание в пользу веры. Эта тенденция возникла еще в раннем христианстве. Вторая тенденция пыталась примирить веру и разум и использовать разум для обоснования веры.