Современное свободомыслие.


Современное буржуазное свободомыслие отражает ин­тересы демократических кругов и буржуазной интеллиген­ции л осталось в целом на уровне свободомыслия нового времени. В современном обществе оно играет в общем по­ложительную роль, ибо содействует просвещению масс.

Отличительной чертой современного свободомыслия является его организованность. Существуют две всемир­ные организации буржуазных свободомыслящих: всемирный союз свободомыслящих (ВСС), основан­ный в 1896 г., и международный гуманистический и этиче­ский союз (МГЭС), основанный в 1962 г.

Другая черта современного свободомыслия — широкая пропаганда идей антиклерикализма, секуляризации раз­личных сторон общественной жизни, светской морали, а также критика религиозной морали и религии.

Буржуазные критики религии активно включились в движение за отделение церкви от государства (там, где она еще не отделена). Следует отметить, что сама по себе борь­ба за отделение церкви от государства является борьбой за осуществление буржуазно-демократических свобод.

Таким образом, претензии церкви и религии на единст­венно истинное учение о мире несостоятельны. Процесс познания мира породил естественнонаучные представле­ния о природе и человеке. Научное и религиозное мировоз­зрения противоположны в своей основе, несовместимы» Взгляд на мир такой, каков он есть без внесения сверхъесте­ственного, возник и формировался в глубокой древности, когда люди пытались понять суть природы и самих себя. В основе развития свободомыслия лежат социально-эконо­мические причины: постепенное развитие производствен­ных сил и освобождение человека от зависимости от приро­ды, а также прогрессивное развитие общества.

 

ЛЕКЦИЯ 15 Научное и религиозное мировоззрение о мире, человеке и обществе.

Мировоззрение — это система взглядов на объектив­ный мир и место человека в нем, на отношение человека к окружающей его действительности и самому себе, а также обусловленные этими взглядами основные жизненные по­зиции людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. Значение миро­воззрения в жизни людей обусловлено социальной приро­дой человека, необходимостью ориентироваться в меняю­щейся социальной и природной среде. Это порождает по­требность у каждого человека, класса, у человечества в це­лом в обобщенной системе взглядов на мир, на свое место в нем, на смысл и цель жизни.

Религиозное мировоззрение, стихийно сложившееся в глубокой древности, менялось в зависимости от обще­ственных изменений. Существует множество разновидно­стей религиозного мировоззрения. Однако всем им прису­щи, хотя и в разной степени, некоторые общие характер­ные черты и особенности.

Перечислим их.

Прежде всего, самой существенной чертой любого ре­лигиозного мировоззрения является признание существо­вания сверхъестественных сил, бога или богов. Реальное существование человека, природы, мира зависит от них.

Другой существенной чертой религиозного мировоз­зрения является идея креационизма — божественного тво­рения мира. Эта идея пронизывает все древние мифы, су­ществует она и в современных богословских концепциях.

Следующей чертой является учение о целесообразно­сти и целенаправленности явлений природы и общества.

В противоположность этому научное мировоззрение рассматривает мир как многообразие форм движущейся материи.

Основной целью познания теология подчеркивает ,что человеческий разум не в состоянии познать сущность Бога. Научное познание мира рассматривается богословами как второстепенное, нацеленное на исследование глубокой материи и неспособное постичь духовные процессы. Высшей духовной ценностью человека считается в религиозном мировоззрении не его способность к мышлению и творческой деятельности, а вера в Бога, которая объявляется особой формой познания, более совершенной по сравнению с рациональной. Тем самым происходит принижение роли разума. Вера как особая форма познания, по мнению теологов,-- это такая интуиция, с помощью которой истина открывается с наибольшей полнотой без помощи разума. Стремление возвысить веру над разумом присуще всем религиям. Оно проявилось и в борьбе против науки, и в осуждении рационалистических тенденций в самой религии.

В процессе о соотношении веры и разума существовали и существуют две тенденции. Одна полностью отвергает притязания разума на истинное познание в пользу веры. Эта тенденция возникла еще в раннем христианстве. Вторая тенденция пыталась примирить веру и разум и использовать разум для обоснования веры.