Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития
Тема 3
Номотетический – устанавливает общее, имеющее форму закона
Синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время
Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени
Системный – раскрывает внутренний механизм функционирования и развития
Генетический – описывает свойства и функции события или явления в процессе их реконструкции
Идеографический – описание исторических событий и явлений. Получает уникальную единичную информацию об объекте
Заключается в выявлении совокупности однопорядковых явлений сходства и различия между ними
Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.
Методы изучения истории
Тема 2
Высшим уровнем исторического познания является научно-теоретический
В логическом ряду функций исторического знания лишним элементом является функция адаптивная
Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией прогностической
Высказывание Цицерона «История-учительница жизни» отражает воспитательную функцию истории
В советский период официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась практически-политическая функция исторического знания
Познавательная функция – выявление закономерностей исторического развития.
Тема 1
Дидактическая единица 1
Теория и методология исторической науки:
Функции исторического познания:
Функция истории с точки зрения общества (социума) - культурологическая
2. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности.
3. Практически-рекомендательная(политическая) функция – выработка научно обоснованного политического курса.
4. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств
5. Прогностическая функция – облегчает предвидение будущего.
2. Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события, явления.
4. Типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.
Методология истории:
1) Методология – учение о способах (подходах) исследования, освещения исторических фактов, научного познания.
2) Теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа
3) Рационализм – Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития
4) Субъективизм – ход истории определяют выдающиеся люди
5) Эволюционизм:
– учение, утверждающее, что все существующее находится в процессе поступательного развития
6) Марксизм: