Подход, рассматривавший историю как процесс восхождения человечества на все более высокий уровень развития


Тема 3

Номотетический – устанавливает общее, имеющее форму закона

Синхронный – изучение исторических событий, происходящих в одно и то же время

Проблемно-хронологический – изучение последовательности исторических событий во времени

Системный – раскрывает внутренний механизм функционирования и развития

Генетический – описывает свойства и функции события или явления в процессе их реконструкции

Идеографический – описание исторических событий и явлений. Получает уникальную единичную информацию об объекте

Заключается в выявлении совокупности однопорядковых явлений сходства и различия между ними

Сравнительный – сопоставление исторических объектов в пространстве, во времени и выявление сходства и различия между ними.

Методы изучения истории

Тема 2

Высшим уровнем исторического познания является научно-теоретический

В логическом ряду функций исторического знания лишним элементом является функция адаптивная

Функция исторического знания, сформулированная в высказывании немецкого математика и философа Г.В. Лейбница «Настоящее, рожденное прошлым, рождает будущее», является функцией прогностической

Высказывание Цицерона «История-учительница жизни» отражает воспитательную функцию истории

В советский период официальной идеологией был марксизм, поэтому на первый план выдвигалась практически-политическая функция исторического знания

Познавательная функция – выявление закономерностей исторического развития.

Тема 1

Дидактическая единица 1

Теория и методология исторической науки:

Функции исторического познания:

Функция истории с точки зрения общества (социума) - культурологическая

2. Функция социальной памяти – способ идентификации и ориентации общества и личности.

3. Практически-рекомендательная(политическая) функция – выработка научно обоснованного политического курса.

4. Воспитательная функция – формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств

 

5. Прогностическая функция облегчает предвидение будущего.

2. Ретроспективный – последовательное проникновение в прошлое с целью выявления причин события, явления.

4. Типологический – классификация исторических явлений, событий, объектов.

Методология истории:

1) Методология – учение о способах (подходах) исследования, освещения исторических фактов, научного познания.

2) Теологический подход – рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли, мирового духа

3) Рационализм – Подход, рассматривающий разум единственным источником познания и исторического развития

4) Субъективизм – ход истории определяют выдающиеся люди

5) Эволюционизм:

– учение, утверждающее, что все существующее находится в процессе поступательного развития

6) Марксизм: