Просвещение и культура.
Просвещение
Развитие капитализма требовало подготовки грамотных специалистов и открытия новых учебных заведений. В 1804 г. в Казани открывается Университет. Его официальное открытие состоялось в феврале 1805 г. В университете имелось три факультета: философский, юридический, медицинский. Татар преимущественно принимали на медицинский факультет. Университет готовил чиновников, врачей, учителей. Управлял большим учебным округом, куда входили территории Поволжья, Сибири и Кавказа. Начиная со второй половины 60-х гг. при университете организуется несколько научных обществ. Это
• общество врачей, а затем и
• естествоиспытателей,
• общество археологии, истории и этнографии (в работе которого активное участие приняли К. Насыри, Ш. Марджани, X. Фаизханов),
• юридическое,
• физико-математическое,
• неврологическое общества.
Основоположником школы органической химии стал Александр Михайлович Бутлеров. Его учениками были Владимир Васильевич Марковников и Александр Михайлович Зайцев. Мировой славой пользовался основатель казанской школы химиков Николай Николаевич Зинин (1812-§1880). В химической лаборатории университета ему впервые удалось получить в 1842 г. анилин из каменоугольного дегтя (ранее это красящее вещество добытого из растения индиго).
В 1800 г. в Казань из Санкт-Петербурга переводится Азиатская типография для печатания книг на татарском и арабском языках. Она была приобретена на средства отставного поручика А. Бурашева. Через год появились первые, изданные здесь книги на арабском алфавите. Одной из первых книг стал букварь и этимология татарского языка И. Хальфина. В 1804 г. по инициативе казанского губернатора Б.Мансурова открывается русская типография. Здесь печатались местные газеты, журналы, документы губернской администрации. Создаётся университетская типография(1804) – печатаются учебники, научные журналы («Ученые записки», «Записки Казанского экономического общества» ), статьи и т.д. Впоследствии в Казани были открыты частные типографии. Появление типографий способствовало развитию издательского дела и периодической печати.
В первой половине XIX в. появились
- газеты – «Казанские известия», (1811 г. – являлись первой провинциальной газетой в России); «Казанские губернские ведомости», (1838 г – правительственная газета); «Казанский биржевой листок», «Камско-Волжская газета», «Волжско-Камское слово», «Казанские новости»).
- журналы – «Казанский вестник», «Заволжский муравей».
Развивалась татарская художественная литература – печатались произведения устного народного творчества татар, переводились на татарский язык произведения русской литературы. Развитие получает начальное и среднее образование. Возникают школы для детей русских государственных и удельных крестьян, в уездных городах создаются уездные училища. В 1835 г. открывается 2-я гимназия. (В конце столетия в Казани действовали четыре мужских и три женских гимназии).В 1842 г. на средства помещицы А.Н. Родионовой открывается Казанский институт благородных девиц, названный Родионовским.
В 1847 г. при ферме Казанского экономического общества открывается четырехгодичное земледельческое училище (дети государственных крестьян), где получали знания по земледелию, животноводству, огородничеству, ветеринарии. Открываются Реальное училище и Соединенное промышленное училище для подготовки квалифицированных рабочих на предприятия Казани. Число татарских школ непрерывно увеличивалось. Самой знаменитой медресе в Казани была Прикабанская (Апанаевская)
В 1870 г. мусульманские духовные школы, мектебы и медресе были подчинены Министерству народного образования и частично им финансировались, русский язык был включен в учебные программы национальных учебных заведений. В 1888 г. муллы могли занять свой выборный пост лишь в том случае, если они сдали экзамен по русскому языку или прошли курс обучения в русской начальной школе. Это вызвало недовольство – среди татар усилилось движение по переселению в Турцию (движение мухаджиров).
Н.И. Ильминский открыл многочисленные миссионерские школы для детей крещеных татар, чувашей, удмуртов и других нерусских народов. Для них были созданы специальные алфавиты на основе кириллицы. Богослужение велось на родных языках.
В 1874 г. на базе университетских кафедр был организован ветеринарный институт. К высшим учебным заведениям относились также Казанские высшие женские курсы и Казанский учительский институт. Оба эти учебные заведения были открыты в 1876 г.
Татарское просветительство
Во второй половине XIX в. дальнейшее развитие получает татарское просветительство, его зарождение связано с именами И. Хальфина, X. Фаизханова, М.-Г. Махмудова, С. Кукляшева. Главная цель татарских просветителей – распространение просвещения, научных и технических знаний в татарском народе, приобщение его к русской и европейской культуре, к европейским формам жизни, освобождение от устаревших традиций.
Одной из крупных фигур в татарском просветительстве второй половины XIX в. был Шигабутдин Марджани (1818-1889). Он писал, что «для будущности своeгo народа мы нуждаемся в европейских знаниях, просвещении, культуре, промышленности. Умение и просвещение можно брать везде, где оно есть. Знание и просвещение не знают ни национальных, ни языковых границ». Он заявлял, что изучение светских знаний и наук не противоречит исламу, выступал против запретов музыки, изобразительного искусства. Предлагал реформировать мектебы и медресе, приобщить татар к европейской культуре к изучению русского языка. В своей школе он наряду с религией преподавал светские дисциплины. Поддерживал организацию русско-татарских школ. Ш. Марджани был крупным ученым – философом, историком. Написал труды по истории Булгарии, истории ислама, по археологии, этнографии, географии, математике, астрономии. За пропаганду гелиоцентрической теории его называли «вторым Галилеем». Неоднократно выступал на заседаниях «Общества археологии, истории и этнографии» при Казанском университете.
Другим выдающимся татарским просветителем былК.Насыри,он написал учебники на татарском языке – по литературе, арифметике, геометрии, педагогике, медицине, ботанике, истории, русскому языку и др. Переводил учебники с русского языка на татарский. Занимался историей татарского народа, его фольклора. Заложил основы современного татарского литературного языка. Был действительным членом научных обществ при казанском университете – «Русском географическом обществе», «Обществе археологии, истории и этнографии». Выпускал настольные календари – маленькие «энциклопедии знаний». Заложил основы татарской периодической печати.