Право Древней Индии. Законы Ману

Государственная организация державы Маурьев

Варно-кастовый строй в Древней Индии

Древнейшие государства в Индии

 

1. Первые государства на территории полуострова Индостан (сейчас на полуострове Индостан существуют государства: Индия, Бангладеш и Пакистан) были созданы Индской (или Хараппская) цивилизацией, которая развивалась в долине реки Инд (северо-запад Индостана) в XXIII- XVII вв. до н.э. (2-3 тыс. до н.э.). Наиболее значительные города – Хараппа и Мохенджо-Даро. В основе сельского хозяйства тоже лежало ирригационное земледелие. Население – племена дравидов (негроидная раса, близки австралийским аборигенам).В городе Мохенджо-Даро археологи обнаружили общественные туалеты, систему городской канализации, а во дворце даже водопровод. Письменность до сих пор не расшифрована. Закат индской цивилизации приходится на XVIII-XVII века до н.э.

 

В середине 2 тыс. до н.э. (приблизительно с 1500 по 1200 до н. э.) на севере Индии появились пришедшие с территории современного Ирана племена индоевропейцев, которые говорили на языке, родственном основным европейским языкам - греческому, латыни, германским, славянским. Эти племена называли себя ариями (полноправные, благородные). Они создали в долине реки ГангВедическую цивилизацию(существовала до V века до н. э.), название которой происходит от слова веды. Веды (санскр. «знание», «учение») - это сборник священных писанийдревних индусов (ариев).

Существует четыре Веды:

Риг-веда — «Веда гимнов»

Яджур-веда — «Веда жертвенных формул»

Сама-веда — «Веда песнопений»

Атхарва-веда — «Веда заклинаний»

Ведическая цивилизация послужила основой для индуизма и других культурных аспектов раннего индийского общества.

Общество ариев во 2 тыс. до н.э. находилось на родоплеменной стадии развития, Основной ячейкой являлось племя. Руководство племенем осуществлял военный вождь – раджа, который первоначально избирался народным собранием (такая организация власти называется – «военная демократия». Постепенно роль раджи усиливается, и эта должность становится наследственной. Одновременно органы племенной администрации перерастают в государственные органы. Начиная с VI века до н.э. на территории Индии появилось множество независимых государств.

 

2.Общественный строй Древней Индии значительно отличался от других стран Древнего Востока. В Индии существовали особые сословия – варна (группы). Варны – это полностью замкнутые социальные группы. Принадлежность к варне определялась рождением. Переход из одной варны в другую был строго запрещен. Браки между представителями разных варн были запрещены.

В соответствии с Законами Ману существовали четыре варны:

брахманы(высшии из людей) – жрецы. Их занятие - изучение священных книг, участие в суде и управлении, выработка законов и предписаний. Единственное наказания за преступление совершенное брахманом - это изгнание и острижение (лишение священного сана);

Второе значение слова Брахма́н – в индийской философии понятие, обозначающее безличный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.

кшатрии - военная аристократия. Из среды кшатриев - выходили цари, военачальники, сановники;

вайшьи - свободные полноправные общинники (кре­стьянане, ремесленники, торговцы);

шудры - низшая варна, неравноправные члены общества. Обязанностью шудры являлось услужение трем высшим варнам. Шуд­ра мог иметь семью. Его нельзя было убить безнаказанно. Однако в глазах закона шудра был нечестив, общения с ним следовало избегать, его свидетельство всегда вызывало подозрение, его наказывали строже.

Члены трех высших варн, проходили (обычно в возрасте 8-12 лет) обряд упанаяна, символизировавший второе рождение и дававший право на изучение вед. Женщины, как правило, к обряду упанаяна не допускались. Шудры к нему не допускались безо всяких исключений и веды не изучали.

Рабы стояли вне варн. Положение раба было хуже, чем положение шудры. Раб, как и шудра, мог иметь семью, имущество, право наследо­вания, мог требовать освобождения за плату. Но как представитель вар­ны шудра находился на ступень выше раба.

В период раннего Средневековья (5-10 вв. н.э.) варны распадаются на многочисленные касты (джати). Касты– это замкнутые, группы людей, обособившиеся вследствие выполнения наследственных занятий и профессий. В 1931 г. было более 3000 каст. Самое низкое положение занимали неприкасаемые. Индусы верят в перевоплощение и считают, что тот, кто соблюдает правила своей касты, в будущей жизни поднимется по рождению в более высокую касту, тот же, кто нарушает эти правила, потеряет социальный статус.

 

3.В конце 4 века до н. э. большая часть независимых индийских государств объединилась в Империю Маурьев (317-180 до н.э.) под управлением Чандрагупты Маурьи. Наибольшего расцвета империя достигла при правлении царя Ашоки (правил с 273 года до н. э. по 232 год до н.э.). По форме государственного устройства эта держава была «восточной деспотией».

Главой государства являлся царь. При переходе власти строго соблюдался принцип наследования - еще при жизни царь назначал одного из своих сыновей наследником престола. Царь обладал исполнительной и законодательной властью - был верховным судьей, назначал крупных государственных чиновников. Одной из важнейших функций царя - был сбор налогов. При этом проводилась идея о том, что царь собирает налоги ради защиты своих подданных, что это своего рода небольшая награда ему за заботу о населении страны.

Важное место при дворе занимал царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Большую роль в управлении государством играл совет царских сановников - паришад, который состоял из военной и жреческой знати. Он контролировал деятельность государственных органов, следил за выполнением приказов царя.

Армия в Древней Индии была профессиональной. По Законам Ману в лишь кшатрии могли носить оружие, другие «дважды рожденные» могли браться за оружие, только когда для них наступало время бедствий. Шудрам оружие запрещалось носить. Армия выполняла также полицейские функции.

 

4. Источники права: обычаи, религиозно-философская литература (дхармашастры), светская литература (артхашастры) о праве и политике – сочинения царских чиновников (кшатриев) времен империи Маурьев, законодательная деятельность правителей империи Маурьев.

Одним из важнейших источников права были дхармашастры, которые составлялись брахманами и являлись сборниками норм (дхарм), которые устанавливали общеобязательные правила поведения.

Самыми известными дхармашастрами являются Законы Ману (II в. до н.э.).

Законы Ману (II в. до н.э.), их создание приписывается мифическому прародителю людей богу Ману. Однако авторами их были брахманы. Содержание Законов выходило за пределы права. В них говорилось и о политике, и о морали, были даны религиозные предписания благочестивому человеку.

Всего в Законах Ману двенадцать глав, которые состоят из 2685 статей. Главы VIII и IX имеют правовое содержание. Правовая санкция часто дополнялась угрозой неблагоприятных последствий плохого поступка после перехода я потусторонний мир.

Значительное внимание уделялось охране частной собственности. В соответствии с Законами Ману существуют следующие способы возникновения права собственности:

• наследование;

• получение в виде дара или находка;

• покупка;

• завоевание;

• ростовщичество;

• исполнение работы;

• получение милостыни;

• давность владения (10 лет).

В Законах Ману рассматриваются и обязательственные отношения. В основном в Законах говорится об обязательствах из договоров. Рассматриваются следующие виды договоров:

• договор займа;

• договор найма рабочей силы;

• договор аренды земли;

• договор купли-продажи;

• договор дарения.

В Законах Ману рассматриваются также обязательства из причинения вреда. В качестве основания для возникновения такого обязательства указывались порча имущества, вред, причиненный движением повозки по городу. Виновный должен был возместить причиненный ущерб и уплатить штраф царю.

Брак, по законам Ману, представлял собой имущественную сделку, в результате которой муж покупал себе жену и она становилась его собственностью.

Главой семьи был муж. Законы Ману требовали от жены почитать своего мужа как бога, даже если он "лишен добродетели", ибо «женщина никогда не пригодна для самостоятельности». Женщина полностью зависела от своего супруга и сыновей - в детстве ей полагалось быть под властью отца, в молодости - мужа, после смерти мужа - под властью сыновей. За неверность она подвергалась суровому наказанию вплоть до смертной казни.

Развод был затруднен. У мужчин было больше возможностей для развода. Так, «жена, не рожающая детей, может быть переменена на восьмом году, рожающая мертвых - на десятом, рожающая только девочек - на одиннадцатом, но сварливая - немедленно» (гл. IX, ст. 81). Женщина могла развестись только в случае длительного безвестного отсутствия мужа.

В соответствии с варновым устройством жена должна была принадлежать той же варне, что и муж. В исключительных случаях мужчинам разрешалось вступать в брак с женщинами из более низкой варны, но женщине из высшей варны вступать в брак с мужчиной низшей варны запрещалось.

Будучи главой семьи, отец управлял всем ее достоянием, хотя все имущество семьи считалось общим.

Древнеиндийское право не знало наследования по завещанию, только наследование по закону: имущество после смерти родителей либо делилось между сыновьями, либо оставалось у старшего сына, который становился опекуном оставшихся в доме младших братьев. Дочери от наследования устранялись, но братья должны были выделить им для приданого по одной четверти своей доли.

Уголовное право в Древней Индии отличалось высоким для своего времени уровнем развития, что проявляется в указании на формы вины (умысел и неосторожность), рецидив, соучастие и т.д. (гл. VII, ст. 24). С другой стороны, Законы отражали некоторые пережитки старины, о чем свидетельствует сохранение принципа талиона (гл. VIII, ст. 286), ордалий (гл. VIII, ст. 114), ответственности общины за преступление, совершенное на ее территории, если преступник неизвестен.

Самым важным для определения наказания была принадлежность потерпевшего и правонарушителя к той или иной варне (гл. VIII, ст. 379).

Суровыми были наказания за воровство. Застигнутый на месте преступления вор мог быть убит немедленно. Ночная кража каралась посажением на кол. В особый состав преступления выделялся грабеж. Наказанием за умышленное убийство была смертная казнь. Тому, кто искалечил другого человека, не только отрезали ту же часть тела, но также и руку. Если преступление привело к потере работником руки или глаза, то виновного осуждали на смерть.

Всякое посягательство на государственный и общественный строй каралось смертью: посажением на кол, утоплением или отрубанием головы.

Главным средством установления истины были свидетельские показания и разного рода испытания. Считалось недопустимым, чтобы шудра был свидетелем по делу «высшего» (гл. VIII, ст. 68). Истец проигрывал дело и в том случае, если его свидетель в течение семи дней после показаний заболевал или с ним случалось несчастье от огня, или умирал его родственник: во всем этом видели кару богов.

Верховный суд вершил царь с брахманами. Не было различия между уголовным и гражданским процессами.

Законы Maнy знали также понятие необходимой обороны: убийство, совершенное при защите себя, охране жертвенных даров, защите женщин и брахманов, не наказывалось.

Таким образом, важнейшей чертой древнеиндийского общества было его деление на варны. Первоначально в Древней Индии существовало множество мелких государств, которые в конце 4 в. до н.э. вошли в состав Империи Маурьев (317-180 до н.э.). По форме государственного устройства эта держава была «восточной деспотией». Нормы древнеиндийского права были тесно связаны с религиозными нормами.

 

Лекция-5

Государство и право Древнего Китая.