Посадки колец подшипников на вал и в корпус


Классы точности подшипников качения

Допуски и посадки подшипников качения

Стандарт СНГ (ГОСТ 520-2002) устанавливает следующие классы точности подшипников в порядке возрастания точности:8,7,0 (только для роликовых конических), нормальный, 6X (тоже), 6, 5, 4, Т (только для шариковых и роликовых радиальных и шариковых радиально-упорных), 2. Классы точности определяют нормы предельных отклонений размеров, формы и расположения поверхностей подшипников качения. Если к подшипникам предъявляются дополнительные технические требования, их относят к категориям A и B. Если таких требований нет, то – к категории C, или вообще категорию не указывают.

Класс точности подшипника указывают слева от его основного обозначения и отделяют от последнего знаком тире. Для обозначения нормального класса точности всех подшипников, кроме конических, применяют знак «0», а для конических знак «N», для класса точности 6X – знак «X». Знак категории указывают только для категорий А и В. Для подшипников, к которым не предъявляют дополнительных технических требований, знак класса точности «0» не указывают( как и 4-ю, 5-ю, 6-ю и 7-ю цифры основного условного обозначения, если все они имеют знаки «0»). Например, основное условное обозначения «205» означает, что это шариковый радиальный подшипник с диаметром отверстия d=25 мм, серия диаметров 2, серия ширин «0» (бывшая «легкая»), основного конструктивного исполнения 0000, класс точности «нормальный». Условное обозначение «7208А» означает, что это роликовый радиально – упорный конический подшипник основного конструктивного исполнения повышенной грузоподъемностью 7000А с диаметром отверстия d=40мм, серия диаметров 2, серия ширин 0, класс точности 0.

 

Подшипники качения – продукт массового производства, определяющий надежность большинства машин, имеет относительно тонкие, деформирующиеся при монтаже и работе кольца. При оценки действительных размеров, формы и расположения их поверхностей стандарт устанавливает специальные обозначения и термины, соответствующие предельные отклонения. Например, отдельно контролируются непостоянство диаметра отверстия d и среднего диаметра отверстия , наружного диаметра D и среднего наружного диметра в единичных радиальных плоскостях. Поля допусков даются на средние посадочные диаметры внутреннего и наружного колец подшипника и , например: L0, L6,…, ℓ0, ℓ6,…, где L и ℓ - основные отклонения, 0, 6,… - классы точности. Причем поле допуска расположено как основное поле допуска обычного вала, а поле допуска , в отличие от основного поля допуска обычного отверстия, имеет только отрицательные нижние отклонения, т.е. повернуто на 180°. Последнее обстоятельно дает возможность получать при необходимости гарантированный натяг, допускаемый для подшипника.

Выбор посадок подшипников на вал и в корпус производят в зависимости от: конструкции подшипника и подшипникового узла, величины и характера нагрузки, вида нагружения колец. Например, в большинстве проектируемых студентами редукторов относительно передаваемой опорой нагрузки вращается внутреннее кольцо подшипника, а наружное практически неподвижно. Такой вид нагружения для внутреннего кольца называют циркуляционным, а для наружного – местным. Посадку внутреннего кольца на вал в этом случае назначают с натягом (по допустимой интенсивности радиальной нагрузки), например . При этом посадка наружного кольца в отверстие корпуса типа , например, будет компенсировать уменьшение зазора в подшипнике из-за посадки с натягом внутреннего кольца.