Новые информационные технологии в школе.


К новым информационным технологиям относится получение информации, используя компьютеризированные системы хранения и переработки информации. Компьютер может использовать:

ü как банк справочного материала;

ü как динамическое средство наглядности, позволяющее показать изучаемый процесс или явление в динамике;

ü как средство управления учением учащегося через подачу определенных логически обоснованных порций информации, заданий, вопросов, алгоритмических предписаний к выполнению действий;

ü как тренажер для учащихся при овладении ими знаниями и умениями;

ü как средство контроля за полнотой, глубиной и системностью знаний учеников, при это объективно оценивая их;

ü как средство организации игровой ситуации;

ü как средство, способствующее научной организации труда учителя и ученика.

В сложившейся практике наиболее распространены следующие виды обучающих программ:

  • демонстрационные программы;
  • мультимедийные программы;
  • электронные учебники;
  • предметные поурочные курсы;
  • программы-тренажеры;
  • моделирующие программы;
  • контролирующие программы.

Среди комплексных методов обучения биологии можно назвать мультимедийную лекцию и мультимедийную практическую работу.

Мультимедийная лекция. Технически мультимедийная лекция может быть реализована в компьютерном классе при работе каждого учащегося за отдельным компьютером или по два человека за компьютером, а при использовании мультимедийных проекционных систем – при работе всего класса. Мультимедийная лекция может быть полностью автоматизирована и сопровождаться заранее записанным дикторским текстом или может проходить в сопровождении слов учителя. Мультимедийная программа демонстрирует последовательные кадры: на первом кадре размещается тема лекции, её задачи, план и задания для работы в тетради, учитель объясняет задания, следит за их выполнением; на втором кадре размещается учебная информация (понятия, фактическая информация); затем идет видеоролик, демонстрирующий учащимся материал по теме лекции; затем кадр с заданием на дом.

После просмотра лекции учащимся дается 10 минут на работу с кадрами: каждый ученик самостоятельно просматривает необходимую ему информацию. По окончанию этой работы на экране компьютера появляется кадр с более сложными заданиями, учитель дает объяснения.

В оставшееся время школьники обсуждают решение задач, которые были поставлены в начале лекции.

Мультимедийная практическая работа. Мультимедийная практическая работа может быть реализована в компьютерном классе при работе каждого учащегося за отдельным компьютером или по два человека за компьютером.

Сначала ученики получают задание. Затем с помощью специальных программ могут моделировать ту или иную ситуацию (например, распределить растения различных экологических групп по экосистемам), провести эксперимент.

Мультимедийные практические работы позволяют моделировать естественные условия, ставить биологические эксперименты, выяснять природные закономерности. Работа с моделями вызывает большой интерес к биологическому материалу.

Программа оценивает выполненные задания и предлагает задание на дом.

Положительные стороны применения мультимедийного обучения:

ü удается индивидуализировать обучение школьников с учетом их личностных особенностей;

ü обучение делается более наглядным, приближенным к реальности;

ü удается эффективно организовать занятие по времени;

ü учитель имеет возможность индивидуально помогать школьникам во время самостоятельной работы.

Недостатки применения мультимедийного обучения:

ü необходимо большое количество компьютеров и дорогостоящего оборудования;

ü большой объем времени для подготовки компьютерных материалов.

 

К сожалению, сейчас компьютер, за редким исключением, выполняют на уроках чаще всего иллюстративную функцию, и не в полной мере используя активность учащихся.