ИЗМЕНЕНИЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЕ СОВЕТСКОГО ГОСУДАРСТВА В ГОДЫ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ


Социалистическая революция в России и создание Советского гос-ва 367

VIII.

кой ситуацией, ВЦИК вновь расширяет права органов ВЧК на применение особых репрессивных мер.

В конце 1921 г. Девятый Всероссийский съезд Советов принял решение об упразднении ВЧК. В новых социально-экономических условиях чрезвычайный орган «борьбы с контрреволюцией» трансформировался в Главное полити­ческое управление (ГПУ) при НКВД.

Рабочая милиция возникла в ходе проведения вооружен­ного восстания в Петрограде и формировалась на основе принципа добровольности. Этот принцип и был закреплен в октябрьском Декрете 1917 г., подчинившем милицию Сове­там. Через год, в октябре 1918 г., НКВД и Наркомюст приня­ли совместную инструкцию «Об организации рабоче-крес­тьянской милиции», в которой определялись основные зада­чи милиции: охрана общественного порядка, борьба с пре­ступностью и др. Систему милиции возглавляло Главное уп­равление рабоче-крестьянской милиции НКВД РСФСР. На местах (в губерниях и уездах) создавались местные управле­ния милиции, находившиеся в двойном подчинении: НКВД и местных исполкомов Советов. При Главном управлении ми­лиции создавалось Центральное управление уголовного ро­зыска, при местных управлениях — отделы уголовного розыс­ка.

На работу в милицию принимались только лица, имею­щие рабочее или крестьянское социальное происхождение. В апреле 1919 г. СНК своим Декретом утвердил порядок ис­пользования отрядов милиции в боевых действиях на фрон­тах гражданской войны.

Окончательно система милицейских органов сложилась к середине 1920 г. В июне ВЦИК утвердил Положение о рабо-че-креетьянской милиции, возлагавшее на ее органы функ­ции по охране общественного порядка, борьбе с преступнос­тью, проведению следственных действий и дознания по уго­ловным делам.

В систему органов милиции входили: городская и уездная милиция, промышленная (фабрично-заводская, лесная, горно-промышленная и т. п.), железнодорожная, водная (реч­ная, морская), розыскная милиция. Милиция имела статус частей особого назначения при использовании ее в боевых действиях. Руководство системой осуществлял НКВД.


В период гражданской войны для «изоляции враждебных элементов» создавались лагеря принудительных работ НКВД и ВЧК. Порядок их организации и функционирования был определен в апреле 1919 г. постановлением ВЦИК. Положе­ние об общих местах заключения было принято Наркомюс-том в ноябре 1920 г.

Основные события гражданской войны в России пришлись на период с весны 1918 г. до осени 1920 г. Ситуация усугубля­лась иностранной интервенцией; английские, французские, японские, американские и германские войска оккупировали значительную часть территории страны.

В этот период созывались Всероссийские съезды Советов (в ноябре 1918 г. — шестой, в декабре 1919 г. — седьмой, в декабре 1920 г. — восьмой). Вопросы, обсуждавшиеся на съез­дах, касались экономических проблем, проблем укрепления законности и государственного аппарата, «Советского стро­ительства».

В декабре 1919 г. постановлением Съезда «О Советском строительстве» устанавливается сессионный порядок рабо­ты ВЦИК. Его сессии стали созываться каждые два месяца (он уже не заседал непрерывно), чрезвычайные сессии — по мере К необходимости, по инициативе Президиума ВЦИК, СНК или трети членов ВЦИК.

При переходе ВЦИК на сессионный порядок работы из­менился характер деятельности его Президиума: он руково­дил заседаниями ВЦИК, решал отдельные вопросы в период между сессиями ВЦИК, утверждал или приостанавливал акты СНК, отменял постановления СНК и издавал свои постанов­ления от имени ВЦИК. С декабря 1920 г. Президиум ВЦИК официально наделялся законодательными правами, войдя в ряд других высших органов власти РСФСР. При ВЦИК созда­вались постоянные и временные комиссии по различным во-



VIII.

 


 


просам (по разработке федеративного устройства РСФСР, ад­министративная комиссия и др.). В комиссиях сотрудничали члены ВЦИК, эксперты, представители общественности, ра­ботники различных госорганов.

Еще одним высшим органом государственного управле­ния, возникшим в обстановке чрезвычайной экономической и политической ситуации, стал Совет Рабоче-Крестьянской Обороны (СРКО), сосредоточивший в своих руках всю пол­ноту власти в области обороны. В состав СРКО входили Пред­седатель Революционного Военного Совета Республики (Рев­военсовета), председатель ВЦИК, нарком путей сообщения, председатель Чрезвычайной комиссии по снабжению Крас­ной Армии и заместитель наркома продовольствия. В задачи СРКО входили: вопросы мобилизации, вооружения, продо­вольственного снабжения и оперативного руководства ар­мией. В своей работе СРКО опирался на аппарат своих чрез­вычайных уполномоченных, которые направлялись на раз­личные участки фронтов и народного хозяйства.

В апреле »1920 г. Совет Рабоче-Крестьянской Обороны преобразуется в Совет Труда и Обороны (СТО), действую­щий на правах комиссии при СНК, возглавляемой председа­телем СНК. В состав СТО стали входить народные комиссары (экономических наркоматов) и представитель ВЦСПС. СТО утверждал единый народнохозяйственный план республики, издавал постановления, распоряжения и инструкции, обяза­тельные для всех ведомств и учреждений.

В особых условиях военного времени ряду органов были предоставлены чрезвычайные полномочия. Наркомату про­довольствия, наркомату путей сообщения и наркомату по военным делам давалось право применять репрессивные и административные меры для эффективного решения возло­женных на них задач, использовать вооруженную силу.

В условиях централизации хозяйственного регулирова­ния возрастала роль контрольных органов. В 1919 г. было принято новое Положение о государственном контроле, в феврале 1920 г. Наркомат государственного контроля был преобразован в Наркомат Рабоче-крестьянской инспекции (РКИ). На РКИ возлагались наблюдение за законностью, ох­рана государственной собственности, борьба с бюрократиз­мом и июупотреблениями в госаппарате и хозяйственных