Гос. строй во II половине XVI – I половине XVII вв. Земские соборы, губное и земское управление.


Земские соборы (1549 – 1653/ 1682 г). Делятся на 4 группы по способам созыва: 1) созванные царем; 2) созванные царем по настоянию народа; 3) созванный народом в отсутствии царя; 4) избирательные земские соборы. В 1549 г. – созыв первого ЗС в правление Ивана Грозного (2 год правления). Призывал: -к консолидации; покончить с разногласиями бояр; -пригласить к участию в управлении самых разных сословий => расширить соц. опору, заручиться поддержкой дворянства, посадских людей. ЗС 1648 г. – созван царем по настоянию народа (Восстание в Москве, началась работа над Соборным уложением). ЗС 1565 г. (в период опричнины); 1611 г. – созваны народом в отсутствии царя (нач. ополчение Минина и Пожарского). ЗС 1598 г. (пресечение династии Рюриковичей) – избрание Бориса Годунова. ЗС 1606 г. – избрание Василия Шуйского; 1682 г.(послед. Собор) избрали Петра I и Ивана Алексеевича – т.з. Черепнина. Всего было созвано 55 (57) ЗС. Компетенция ЗС: законодательная ф-ция (ЗС 1648 – 1649 гг); законосовещ. хар-р; утверждение крупных гос. реформ; вопросы внешней политики; вопросы налогообложения (особенно в период войны); вопросы борьбы с интервентами, местными восстаниями. 1611-1612 гг. – ЗС были верховными органами власти: организовали борьбу с иностранными завоевателями. Наиболее актив. Период деятельности – в нач. период правления того или иного царя (связано с неопытностью монарха). Состав ЗС: сословно-представительные учреждения; интересы бояр, духовенства, купечества; в 1613 г. участие казачества, черных крестьян (свобод. крестьяне). Принцип формирования ЗС: часть выборные делегаты (защитники соц. интересов) и др. часть – по назначению. ЗС объединяли 2 начала: сословно-представительный принцип и административно-бюрократич. начала. ЗС – учреждения не были демократического направления, т.к. здесь не участвовали представители кр-ва. ЗС 1649 г. ввел юридически закрепил крепостное право. Существовало существенное отличие от запад. – отсутствие 3-его сословия. Статус рос. условий не был определен в праве до 17в. Ключевский замечал, что смута дала выборному элементу решительное преобладание над должностными лицами, тем самым сообщили ЗС хар-р настоящего представительного собрания. Идет процесс складывания единообразной системы центр. управления. Местное управление было представлено кормленщиками (наместники, бояре). На местах они имели очень широкую компетенцию. К сер. XVI в. их деятельность вызывала большую критику, особенно со стороны дворян. Т.к. Средства, собранные кормленщиком, шли не в центр, а оседали в руках кормленщика. Осуществлялся суд мелких людей (все имущество шло кормленщику). Незаконное богатение. В 1555 г. система кормления была отменена. Органы губного и земского самоуправления: 1) В выборах участвовали все свобод. население 2) штаб губного старосты (целовальники); 3) были передана ф-ции кормленщика; 4) губ. Староста осущ. контроль за населением с помощью сотских, десятников; 5) Губ. староста – дворянин на службе гос-ва. Появление органов самоуправления говорит о непрочности гос. власти. Шел процесс централизации власти, поэтому, ограничив юрисдикцию бояр и расширив юрисдикцию дворян, расширяет свою опору на соц. группы. В посадах были введены органы земского самоуправления, кот. подчинялись органам губ. сам-ния. Во главе стоял староста. В выборах участвовали черносошные крестьяне, посадские люди. Они избирались из верхушки посада и зажиточных людей. Распределение, сбор, доставка в Москву различных податей, собирался также откупной оброк (за то, что люди имели право на органы самоуправления). Были полицейские обязанности: рассмотрение дел, за исключением разбойных и татьбы (они рассматривались губными учреждениями). 1) Все органы строились по принципу сословного представительства, не только бояре, но и дворяне усиливают свое представительство. 2) Централизация и бюрократизация аппарата, это находит отражение в замене дворцово-вотчинной системы приказной. 3) Судебные органы не были отделены от администрации.

Рос. гос-во с сер XV – XVII вв по форме правления – сословно-представительная монархия, начинается процесс отчуждения гос. власти от господствующего класса, усиливается роль дворянства. По форме гос. устройства обретает черты унитарного государства. Полит. режим – антинародный (вост. деспотия).