Современные технологии дистанционного обучения E-learning


Презентация –От индустриального общества-к информационному

Статья-Астана. «О необходимости внедрения E-learning»

http://www.actionlearning.ru/article/2/ Международные тренды в E-learning

http://e-school.kz/

АСТАНА. 23 января. BNews.kz - В Казахстане электронное обучение признано ключевым направлением инновационного развития системы образования. В 2011 году е-learning внедрен в 44 казахстанских школах, а в 2020 году более 90 % школ будут использовать электронную модель обучения. Об этом сообщается на официальном сайте Премьер-министраКазахстана Pm.kz.

 

Понятия дистанционного образования
Технологии дистанционного обучения - информационные технология, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения.
Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
Система образования ДО отвечает принципу гуманистичности согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами.
Дистанционное образование - особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очное - заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа.
Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства.

Особенности дистанционного обучения
ДО обладает рядом преимуществ по сравнению с классическим:
- возможностью непрерывной социализации личности;
- гибкостью (по времени, месту, темпу и объему обучения);
- возможностью использования индивидуальных учебных планов;
- доступностью учебной информации, оперативностью её обновления;
- экономичностью (за счет сокращения расходов на учебные площади, транспорт, технические средства);
- использованием новейших технологий;
- социальным равноправием обучающихся (независимо от места проживания и состояния здоровья);
- экспортом и импортом информационно-обучающих ресурсов всего мира;
- отсутствием проблем с тиражируемостью материалов, удобством их пересылки;
- обеспечением самоконтроля обучаемых.

Наиболее эффективной информационной технологией обучения является применение специальной программной системы ДО, интегрирующей все необходимые компоненты для автоматизации процесса ДО.

Наиболее важные характеристики, желательные для любой системы дистанционного обучения:
- Открытость архитектуры. Система должна разрабатываться согласно принципам открытых систем.
- Совместимость. Формат хранения информационных ресурсов должен быть совместимым. Желательно использовать международный стандарт.
- Расширяемость. Архитектура системы должна быть модульной и давать возможность постепенного наращивания функциональных компонентов системы.
- Универсальность. Система должна быть многофункциональной и универсальной в применении.
- Надежность. Хранение информационных ресурсов должно быть надежным. Возможные сбои не должны приводить к потере информации.
- Распределенность. Система должна быть ориентирована на работу в сетях различных конфигураций (Интранет, Интернет, под управлением различных оперативных систем) и поддерживать хранение распределенных информационных ресурсов.
- Масштабируемость. Архитектура системы должна позволять изменять масштаб системы для работы в различных конфигурациях.
- Дружественный унифицированный интерфейс пользователя. Интерфейс пользователя должен быть прост, понятен, доступен.
- Простота разработки. Разработка системы должна быть быстрой и эффективной.
- Переносимость. Система должна работать на различных аппаратно-программных платформах.
- Независимость исполнения от реализации. Информационное наполнение системы не должно зависеть от её конкретной реализации.
- Безопасность. Хранение информационных ресурсов должно быть безопасным. В системе должна быть предусмотрена защита от несанкционированного доступа и авторизация доступа к ресурсам.
- Простота администрирования. Интерфейс администратора должен быть доступным, простым и удобным.
- Многозадачность. Система должна параллельно обрабатывать запросы нескольких пользователей.
- Эффективность работы. Архитектура системы должна подразумевать её инициализацию на типичной аппаратно-программной платформе.

Широкое развитие систем непрерывного обучения и обеспечит необходимые возможности достижения порога социализации личности в информационном обществе.

Принципы построения системы ДО
1. Принцип гуманистичности обучения.
Его сущность заключается в обращенности обучения и образовательного процесса в целом к человеку, в создании максимально благоприятных условий для овладения обучающимися социально накопленного опыта.

2. Принцип приоритетности педагогического подхода при проектировании образовательного процесса в СДО.
Суть названного принципа состоит в том, что проектирование СДО необходимо начинать с разработки теоретических концепций, создания дидактических моделей тех явлений, которые предполагается реализовать.
3. Принцип педагогической целесообразности применения новых информационных технологий.
Он требует педагогической оценки эффективности каждого шага проектирования и создания СДО. Поэтому на первый план необходимо ставить не внедрение техники, а соответствующее содержательное наполнение учебных курсов и образовательных услуг.
4. Принцип выбора содержания образования.
Содержание образования СДО должно соответствовать нормативным требованиям Государственного образовательного стандарта РФ.
5. Принцип обеспечения безопасности информации, циркулирующей в СДО.
Необходимо предусматривать при необходимости организационные и технические способы безопасного и конфиденциального хранения, передачи и использования нужных сведений, обеспечения ее безопасности при хранении, передачи и использовании.
6. Принцип стартового уровня образования.
Эффективное обучение в СДО требует определенного набора знаний, умений, навыков. Например, для продуктивного обучения кандидат на учебу должен быть знаком с научными основами самостоятельного учебного труда, обладать определенными навыками обращения с компьютером и др.
7. Принцип соответствия технологий обучения.
Технологии обучения должны быть адекватны моделям ДО. Так, в традиционных дисциплинарных моделях обучения в качестве организационных форм обучения (видов занятий) используются лекции, семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторные занятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые и дипломные работы, контроль усвоения знаний. В процессе становления СДО могут появиться новые модели, которые в случае необходимости должны быть включены в нее. В числе организационных форм обучения в этих моделях будут использоваться компьютерные конференции, телеконференции, информационные сеансы, телеконсультации, проектные работы и пр.
8. Принцип мобильности обучения.
Он заключается в создании информационных сетей, баз и банков знаний и данных для ДО, позволяющих обучающемуся корректировать или дополнять свою образовательную программу в необходимом направлении при отсутствии соответствующих услуг в вузе, где он учится.
9. Принцип неантогонистичности ДО существующим формам образования.
Проектируемая СДО сможет дать необходимый социальный и экономический эффект при условии, если создаваемые и внедряемые информационные технологии станут не инородным элементом в традиционной системе высшего образования, а будут естественным образом интегрированы в него.
10. Принцип опережающего образования.
Этот принцип образования заключается не только в передаче новому поколению уже накопленного научного и культурного наследия прошлых поколений, но и в формировании его сознания и мировоззрения, которое помогло бы этому поколению адаптироваться в быстро изменяющемся мире.