Тема 11. Производственная логистика


Критерии качества логистического обслуживания

Для оценки качества логистического обслуживания применя­ют следующие критерии:

— надежность поставки;

— полное время от получения заказа до поставки партии товаров;

— гибкость поставки;

— наличие запасов на складе поставщика;

— возможность предоставления кредитов, а также ряд дру­гих.

Охарактеризуем первые из трех названных критериев.

Надежность поставки.В общем случае под надежностью понимают комплексное свойство системы, заключающееся в ее способности выполнять заданные функции, сохраняя свои харак­теристики в установленных пределах.

Надежность поставки это способность поставщика со­блюдать обусловленные договором сроки поставки в устано­вленных пределах. Надежность поставки определяется надежно­стью соблюдения сроков выполнения отдельных видов работ, ко­торые включает в себя процесс поставки.

Существенным фактором, влияющим на надежность постав­ки, является наличие предусмотренных договором обязательств (гарантий), в силу которых поставщик несет ответственность в случае нарушения сроков поставки.

Полное время от получения заказа до поставки партии товароввключает в себя:

— время оформления заказа;

— время изготовления (это время добавляется к сроку по­ставки, если заказанные товары сначала должны быть еще и изготовлены);

— время упаковки;

— время отгрузки;

— время доставки.

Соблюдение указанного в договоре срока поставки зависит от того, насколько точно выдерживаются перечисленные выше со­ставляющие этого срока. Например, может случиться, что полу­ченный заказ будет лежать без движения. Могут не соблюдать­ся запланированные сроки изготовления товара или заявленные экспедитором сроки транспортировки.

Гибкость поставки— означает способность поставляющей системы учитывать особые положения (или пожелания) клиентов. Сюда относят:

— возможность изменения формы заказа;

— возможность изменения способа передачи заказа;

— возможность изменения вида тары и упаковки;

— возможность отзыва заявки на поставку;

— возможность получения клиентом информации о состоя­нии его заказа;

— отношение к жалобам при некомплектных поставках.

Соотношение значимостей отдельных показателей может ме­няться. Например, в условиях дефицита платежных средств в Российской Федерации высокое значение имеет предоставление кредитов. В то же время в странах с развитой рыночной эко­номикой наиболее значимым показателем является надежность поставки.