Частная собственность на землю


2.

1.

Нормативно-правовая база ГЗК как одна из основных составляющих правовой системы государства призвана регулировать земельные отношения с целью обеспечения наиболее рационального использования и охраны земель, защищать разнообразные и зачастую противоречивые права и интересы собственников земли, к которым при частной форме собственности относятся землевладельцы, землепользователи, арендаторы и обладатели сервитутов.

В общем случае земельное право можно охарактеризовать, как систему связей по владению, пользованию и распоряжению землей, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, дарение, мену, передачу по наследству и т.д.

Исторически сложилась определенная иерархия субъектов земельных отношений, состоящая из физических лиц (граждан) и отдельных собственников (общин), юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), органов местного самоуправления и государственных органов. Государство представляет, объединяет и защищает интересы остальных субъектов земельной иерархии, т.е. обеспечивает соблюдение земельного законодательства на базе контроля за использованием и охраной земель, землеустройства и мониторинга земель, а также высокоточных достоверных данных земельного кадастра.

Субъект государственного земельного права состоит из двух ветвей: законодательной и исполнительной. Первая ветвь включает ВР Украины, ВР Крыма, областные советы, горсоветы Киева и Севастополя, районные советы, городские советы, районные советы городов, поселковые советы, сельские советы. Вторая ветвь государственного земельного права включает КМ, областные, городские и другие государственные администрации.

В компетенцию ВР Украины в области земельных отношений входит:

1) принятие Конституции, Земельного кодекса, Земельного кадастра и других законов в области регулирования земельных отношений;

2) определение принципов государственной политики в области использования и охраны земель;

3) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;

4) установление и изменение границ районов и городов;

5) согласование вопросов, связанных с изъятием (выкупом) особо ценных земель;

6) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с Конституцией Украины.

Полномочия КМ Украины в области земельных ресурсов:

1) проведение государственной политики в области земельных отношений и обеспечение ее реализации;

2) координация работ по проведению земельной реформы;

3) разработка и реализация общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;

4) ведение ГЗК, в т.ч. государственной регистрации земельных участков;

5) государственная экспертиза программ и проектов по вопросам землеустройства, ГЗК, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономических обоснований этих программ и проектов;

6) разработка экономического и правового механизма регулирования земельных отношений;

7) участие в разработке и осуществлении мер по развитию рынка земель;

8) осуществление международного сотрудничества в области земельных отношений;

9) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.

Местные законодательные и исполнительные органы действуют в области земельного права в рамках полученных ими полномочий.

Нормативно-правовая база ГЗК Украины, т.е. земельные отношения, в основном формируются и обеспечиваются следующими документами:

1) Конституцией Украины;

2) Земельным кодексом Украины;

3) кодексами природных ресурсов (земельным, лесным, водным);

4) законами (о предприятии, о фермерском хозяйстве, о хозяйственном товариществе, о плате за землю, о госбюджете);

5) постановлениями ВР Украины (о земельной реформе, об ускорении земельной реформы и приватизации земли, о форме государственных актов);

6) указами Президента Украины (о неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства, о приватизации и аренде земельных участков не сельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности);

7) декретами КМ (о реформе договора на право временного пользования землей, о порядке ведения ГЗК, о методике денежной оценки земель).

Правовое регулирование земельных отношений осуществляется также многочисленными нормативно-методическими документами Государственного комитета Украины по земельным ресурсам (инструкциями, методическими указаниями, положениями).

 

Все перечисленные выше нормативно-правовые документы государства направлены на обеспечение прав на землю субъекта всех уровней (граждан и юридических лиц – на земли частной собственности, территориальных громад – на земли коммунальной собственности, государственных органов – на земли государственной собственности), а также на рациональное использование и охрану земель.

Кратко рассмотрим особенности права собственности на землю на частном коммунальном и государственном уровнях

Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании: договоров купли-продажи, дарения, мены и др. сделок; бесплатной передачи из земель др. форм собственности; приватизации ранее предоставленных в пользование участков; выделения в натуре принадлежащей им доли (пая).

Юридические лица приобретают право собственности на землю (для осуществления предпринимательской деятельности) в случае:

1) договоров купли-продажи, дарения, мены, других сделок;

2) внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;

3) принятия наследства;

4) возникновения других оснований, предусмотренных законом.

Основными документами на право владения и пользования землей являются государственные акты (ГА) и договоры аренды (ДА).

Первоначально ГА были в 4-х вариантах:

1) на право частной собственности на землю для граждан;

2) на право коллективной собственности на землю для коллектива граждан;

3) на право постоянного пользования для юридических лиц;

4) на право постоянного пользования для граждан.

Пользование на условиях аренды удостоверяется договором аренды.

Выдаче ГА предшествуют съемки земельного участка с привязкой к государственной геодезической сети (ГГС) и разработка технической документации. Техническая документация состоит из 12 пунктов, включая план земельного участка.

На основании технической документации заполняется ГА. Основное содержание ГА на право частного владения землей:

1) кому выделяется государственный акт;

2) место жительства заявителя;

3) на основании решения какого Совета выдается ГА;

4) дата и номер решения;

5) площадь земельного участка;

6) место расположения земельного участка;

7) целевое назначение земельного участка;

8) место хранения ГА;

9) номер регистрации ГА;

10) план внешних границ (меж), описание меж, масштаб, целевое назначение участка.

План подписывает начальник районного отдела земельных ресурсов и ставит печать. На 4-й странице ГА приводится экспликация и таблица изменений. Все ГА имеют серии и номера. Бланки ГА являются документами строгой отчетности и сохраняются в сейфах, или шкафах районного отдела. ГА выдаются и регистрируются тем советом базового уровня (сельский, поселковый, городской), который принял решение о выделении, или передаче земельного участка в частное владение. Если решение принято областным советом, или ВР, то выдача и регистрация ГА осуществляется райсоветом. ГА регистрируется в книге записей (регистрации) ГА по установленному образцу.

Основное содержание договора аренды (ДА):

1) дата заключения;

2) между кем заключен договор;

3) название владельцев и землепользователей и их место нахождения;

4) предмет договора: кто предоставляет участок, на основании какого решения, его номер и дата, кто принимает участок, его площадь, состав угодий, целевое назначение участка;

5) обусловливается размер арендной платы;

6) права и обязанности сторон;

7) место хранения договора;

8) где и кем зарегистрирован договор;

9) план земельного участка.

Договор подписывается обеими сторонами. План подписывается землеустроителем. ДА регистрируется в книге регистрации договоров аренды.