Частная собственность на землю
2.
1.
Нормативно-правовая база ГЗК как одна из основных составляющих правовой системы государства призвана регулировать земельные отношения с целью обеспечения наиболее рационального использования и охраны земель, защищать разнообразные и зачастую противоречивые права и интересы собственников земли, к которым при частной форме собственности относятся землевладельцы, землепользователи, арендаторы и обладатели сервитутов.
В общем случае земельное право можно охарактеризовать, как систему связей по владению, пользованию и распоряжению землей, включая ее куплю-продажу, сдачу в аренду, дарение, мену, передачу по наследству и т.д.
Исторически сложилась определенная иерархия субъектов земельных отношений, состоящая из физических лиц (граждан) и отдельных собственников (общин), юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), органов местного самоуправления и государственных органов. Государство представляет, объединяет и защищает интересы остальных субъектов земельной иерархии, т.е. обеспечивает соблюдение земельного законодательства на базе контроля за использованием и охраной земель, землеустройства и мониторинга земель, а также высокоточных достоверных данных земельного кадастра.
Субъект государственного земельного права состоит из двух ветвей: законодательной и исполнительной. Первая ветвь включает ВР Украины, ВР Крыма, областные советы, горсоветы Киева и Севастополя, районные советы, городские советы, районные советы городов, поселковые советы, сельские советы. Вторая ветвь государственного земельного права включает КМ, областные, городские и другие государственные администрации.
В компетенцию ВР Украины в области земельных отношений входит:
1) принятие Конституции, Земельного кодекса, Земельного кадастра и других законов в области регулирования земельных отношений;
2) определение принципов государственной политики в области использования и охраны земель;
3) утверждение общегосударственных программ по использованию и охране земель;
4) установление и изменение границ районов и городов;
5) согласование вопросов, связанных с изъятием (выкупом) особо ценных земель;
6) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с Конституцией Украины.
Полномочия КМ Украины в области земельных ресурсов:
1) проведение государственной политики в области земельных отношений и обеспечение ее реализации;
2) координация работ по проведению земельной реформы;
3) разработка и реализация общегосударственных и региональных программ использования и охраны земель;
4) ведение ГЗК, в т.ч. государственной регистрации земельных участков;
5) государственная экспертиза программ и проектов по вопросам землеустройства, ГЗК, охраны земель, реформирования земельных отношений, а также технико-экономических обоснований этих программ и проектов;
6) разработка экономического и правового механизма регулирования земельных отношений;
7) участие в разработке и осуществлении мер по развитию рынка земель;
8) осуществление международного сотрудничества в области земельных отношений;
9) решение других вопросов в области земельных отношений в соответствии с законом.
Местные законодательные и исполнительные органы действуют в области земельного права в рамках полученных ими полномочий.
Нормативно-правовая база ГЗК Украины, т.е. земельные отношения, в основном формируются и обеспечиваются следующими документами:
1) Конституцией Украины;
2) Земельным кодексом Украины;
3) кодексами природных ресурсов (земельным, лесным, водным);
4) законами (о предприятии, о фермерском хозяйстве, о хозяйственном товариществе, о плате за землю, о госбюджете);
5) постановлениями ВР Украины (о земельной реформе, об ускорении земельной реформы и приватизации земли, о форме государственных актов);
6) указами Президента Украины (о неотложных мерах по ускорению земельной реформы в сфере сельскохозяйственного производства, о приватизации и аренде земельных участков не сельскохозяйственного назначения для осуществления предпринимательской деятельности);
7) декретами КМ (о реформе договора на право временного пользования землей, о порядке ведения ГЗК, о методике денежной оценки земель).
Правовое регулирование земельных отношений осуществляется также многочисленными нормативно-методическими документами Государственного комитета Украины по земельным ресурсам (инструкциями, методическими указаниями, положениями).
Все перечисленные выше нормативно-правовые документы государства направлены на обеспечение прав на землю субъекта всех уровней (граждан и юридических лиц – на земли частной собственности, территориальных громад – на земли коммунальной собственности, государственных органов – на земли государственной собственности), а также на рациональное использование и охрану земель.
Кратко рассмотрим особенности права собственности на землю на частном коммунальном и государственном уровнях
Граждане Украины приобретают право собственности на земельные участки на основании: договоров купли-продажи, дарения, мены и др. сделок; бесплатной передачи из земель др. форм собственности; приватизации ранее предоставленных в пользование участков; выделения в натуре принадлежащей им доли (пая).
Юридические лица приобретают право собственности на землю (для осуществления предпринимательской деятельности) в случае:
1) договоров купли-продажи, дарения, мены, других сделок;
2) внесения земельных участков его учредителями в уставный фонд;
3) принятия наследства;
4) возникновения других оснований, предусмотренных законом.
Основными документами на право владения и пользования землей являются государственные акты (ГА) и договоры аренды (ДА).
Первоначально ГА были в 4-х вариантах:
1) на право частной собственности на землю для граждан;
2) на право коллективной собственности на землю для коллектива граждан;
3) на право постоянного пользования для юридических лиц;
4) на право постоянного пользования для граждан.
Пользование на условиях аренды удостоверяется договором аренды.
Выдаче ГА предшествуют съемки земельного участка с привязкой к государственной геодезической сети (ГГС) и разработка технической документации. Техническая документация состоит из 12 пунктов, включая план земельного участка.
На основании технической документации заполняется ГА. Основное содержание ГА на право частного владения землей:
1) кому выделяется государственный акт;
2) место жительства заявителя;
3) на основании решения какого Совета выдается ГА;
4) дата и номер решения;
5) площадь земельного участка;
6) место расположения земельного участка;
7) целевое назначение земельного участка;
8) место хранения ГА;
9) номер регистрации ГА;
10) план внешних границ (меж), описание меж, масштаб, целевое назначение участка.
План подписывает начальник районного отдела земельных ресурсов и ставит печать. На 4-й странице ГА приводится экспликация и таблица изменений. Все ГА имеют серии и номера. Бланки ГА являются документами строгой отчетности и сохраняются в сейфах, или шкафах районного отдела. ГА выдаются и регистрируются тем советом базового уровня (сельский, поселковый, городской), который принял решение о выделении, или передаче земельного участка в частное владение. Если решение принято областным советом, или ВР, то выдача и регистрация ГА осуществляется райсоветом. ГА регистрируется в книге записей (регистрации) ГА по установленному образцу.
Основное содержание договора аренды (ДА):
1) дата заключения;
2) между кем заключен договор;
3) название владельцев и землепользователей и их место нахождения;
4) предмет договора: кто предоставляет участок, на основании какого решения, его номер и дата, кто принимает участок, его площадь, состав угодий, целевое назначение участка;
5) обусловливается размер арендной платы;
6) права и обязанности сторон;
7) место хранения договора;
8) где и кем зарегистрирован договор;
9) план земельного участка.
Договор подписывается обеими сторонами. План подписывается землеустроителем. ДА регистрируется в книге регистрации договоров аренды.