Государственный аппарат


Форма правления

Поскольку во главе ДРГ стоял монарх, в подчинении которого находились князья-вассалы, то по форме правления государство было раннефеодальной монархией.

Князь – великий князь – глава государства, осуществляющий власть главным образом в Киевской земле на территории, населенной полянами. В начальные период в его функции входило организация дружины и командование ими, сбор дани и осуществление внешней торговли. В последующее время он стал заниматься наймом иноземных войск (варягов, степных кочевников), укреплением границ, строительством городов и замков, законодательная деятельность, организация судебных органов и назначение местной администрации.

При князе был организован Совет, куда первоначально входила верхушка дружины и представители родоплеменной знати. Со временем дружина стала оседать на полученной от князя земле и состав органа стал изменяться. В него стали входить бояре, представители высшего духовенства, а также высшие дворовые слуги.

Компетенция Совета:

1) Вопросы войны и мира, установление союза с другими державами (князь+совет)

2) Обсуждение и издание новых законов

3) Судебная

4) Решение административных, военных и финансовых вопросов

В отсутствие князя или в случае его смерти Совет становился основным органом власти, который решал все вопросы внутренней и внешней политики, устанавливал власть будущего правящего князя. Совет не был постоянно действующим органом, а являлся лишь периодически созываемым князем совещанием.

Феодальные съезды созывались правящими князьями в особых случаях по вопросам общегосударственного значения. Кроме общих съездов созывались съезды в отдельных землях. В компетенцию съезда входило объявление войны и заключением мира, издание новых законов и т.д

Наиболее ярким примером может служить съезд в Любиче 1097 году, где было принято решение о том, что после смерти правящего князя княжеский стол будет переходить по наследству старшему сыну. В случае нарушения этого правила все князья и бояре должны объединиться и выступить против нарушителя. На съезде в Убейтичах в 1101 году было принято решение по вопросу нарушения Любического съезда владимиро-волынским князем Давидом, который в наказание лишился княжества.

Никакой периодичности в созыве съездов не было, они созывались по мере надобности. Созвать их мог всякий, кто обладал достаточной силой и влиянием. Общерусские съезды созывали великие князья. Их компетенция не была определена никакими нормами. Князья не всегда исполняли решения съездов.

 

=3= Развитие древнерусского права. Памятники права Киевской Руси.

 

Первоначально на Руси действовали только обычаи, но в дальнейшем князья стали издавать нормативно-правовые акты. До нас дошли следующие памятники права того времени:

1. Русско-византийские договоры, заключенные в 10 веке

В летописи указывается, что Русь заключила с Византией 4 договора (в 907, 911, 944, 971 годах). Эти договоры были заключены в результате похода русских на Византию, это были первые в истории Руси международные договоры. В них много внимания уделялось регулированию торговых отношений между Русью и Византией. Согласно им, русские князья могли ежегодно посылать в Константинополь любое количество кораблей с послами и купцами. Предусматривалась беспошлинная торговля русских в Византии. Для приезжавших в Константинополь русских выделялось место, где они могли проживать – Монастырь Святого Мамонта. Русским устанавливалось денежное содержание от греческого правительства. Русские имели право получить все необходимое на обратный путь (продовольствие, Корабельные снасти и т.д.)

В договорах указывалось взаимная обязанность помогать друг другу в случаи аварии судна, также закреплялось взаимное обязательство выкупать пленных и возвращать их на родину.

Договоры содержали нормы как русского, так и византийского права. Они регулировали уголовное, гражданское, наследственное право. Например, в договоре 911 года говорилось о наследовании после руссов, которые умерли на службе у византийского императора. Если кто-то из русских умирал, не оставив завещания. Его имущество переходило родственникам.

 

2. Церковные уставы и грамоты

Например: Устав князя Владимира, Ярослава, Уставная грамота Смоленского князя Ростислава и т.д. Значение этих памятников состоит в том, что они знакомят нас с отношениями, существовавшими между церковью и государством, правовым положением духовенства, церковным судом, а также нормами, впоследствии воспринятыми «Русской правдой».

 

3. «Слово о полку Игореве»

Написано неизвестным автором после неудавшегося похода в Новгород Северского князя Игоря Святославовича против половцев в 1185 году. Основная идея – единство русской земли. Автор видит причину всех бед в княжеских междоусобицах.

 

4. «Поучение князя Владимира Мономаха своим сыновьям» - наказ им быть мудрыми, заботиться о своем княжестве и избегать междоусобиц.

5. «Повесть Временных Лет» 1113 года издания.

6. Номоканоны – сборники византийских церковных правил

7. Кормчие книги – сборники права, содержащие правила римских, византийских и русских источников.

8. «Русская правда»

Имеет три основных редакции (краткая, пространная –1113-, сокращенная)

Краткая содержит 43 статьи, является наиболее ранней и состоящей из 2х частей: Правда Ярослава 1016 года и Правда Ярославичей 1068 года.