Тактика акцентирования положительной информации


Коммуникативные тактики информирующей речи

Основные тактики информирующей речи ярче всего про­являются в рамках информационно-интерпретационной стратегии,поскольку в этом случае как раз и преобладает та концептуальная направленность в подаче информации, которая и обеспечивает успех информирования в целом.

Особенности информационно-интерпретационной стра­тегии нагляднее всего проявляются в такой разновиднос­ти интервью, как «прямая линия», в которой принимают участие крупные политические деятели. Такая стратегия помогает проинформировать население о состоянии дел, прокомментировать те или иные события, рассказать о предпринимаемых мерах для решения существующих проблем (стратегия сильных политиков).

«Прямая линия» представляет собой публичный диа­лог вопросно-ответного типа между адресатом (телезрите­лями, читателями) и видным политическим деятелем. Как правило, этот диалог происходит с помощью телефона или телекамер в прямом эфире. Наиболее эффективно этой так­тикой пользуется В. В. Путин.

Тактика признания существования проблемыисполь­зуется, как правило, в ответной реплике диалога, когда относительно вопроса, затрагивающего «острую» пробле­му, политик использует речевые средства подтверждения этой проблемы, признающие, что она существует, имеет место быть, есть.

Такая проблема существует (В. В.Путин) [«Прямая линия», 18.12.2001];

Есть много доводов против поспешного подписания протокола (С. М. Миронов) [Литературная газета. 2004. №9].

выражается явно через использование слов с положитель­ной оценочностью. Их много в текстах политических ли­деров, находящихся у власти, когда они обращаются к де­монстрации успехов в экономической, социальной сферах, достигнутых под их руководством. Например, в тексте вступительного слова перед ответами на вопросы граждан В. В. Путина в «прямой линии»:

этот годбыл уних (тружеников сельского хозяйства) значительным /рекордным // урожайность на сто гектар является рекордной// рост доходов имеет тенденцию с прошлого года устойчивую// можно ска­зать, что уходящий / две тысячи первый год/ был для нас удачным [«Прямая линия», 18.12.2001].

Другими наиболее часто встречающимися средствами выделения информации являются такие критерии оцен­ки, как «важность», «основной», «главный», а для такти ки акцентирования положительной информации всегда характерно выражение одобрения политика по отношению к сообщаемым фактам.

Наблюдения показали, что акцентирование положи­тельной информации, опора на ценностные приоритеты (критерий «хорошо») ориентированы не только и не столько на сообщение информации, сколько на речевое воздействие на адресата. Интерпретация политиком реа­лий действительности часто направлена на нейтрализацию негативного представления адресата.

Тактика разъяснения — другой компонент реализации информационно-интерпретационной стратегии. Разъясне­ние необходимо потому, что адресант должен учитывать отсутствие нужных фоновых знаний у собеседника и поэто­му не должен ограничиваться простой констатацией фак­та, простой оценкой информации, а сопровождать свой от­вет или выступление дополнительной информацией.

Характерной чертой разъяснения является наличие двух основных звеньев цепочки: того, что требуется разъяснить, и собственно разъяснения.

Первое звено разъяснения не всегда может быть выра­жено в тексте явно, но оно должно находиться в общем поле зрения собеседников.

Разъяснение часто обращено в прошлое: сообщается, как случилось, что данное положение дел имеет место. На речевом уровне тактика разъяснения реализуется в этом случае глаголами в форме прошедшего времени.

Но если говорить серьезно, то история вопроса тако­ва.Человечество в какой-то момент осознало,что экологическая катастрофа в случае неприятия от­дельными государствами ограничений в экономике не­избежна. Это привелок подписанию в 1992 году рамоч­ной конвенции ООН об изменении климата. Суть конвенции: государства-участники должны были к 2000 году снизитьуровни выбросов парниковых газов и довести их до уровня 1990 года. И, тем самым, до­биться стабилизации концентрации парниковых га­зов в атмосфере на относительно безопасном уровне (С. М. Миронов) [Литературная газета. 2004. № 9];

А что касается учителей / то в этом году мы только что приняли решение/ с первого января оно вступит всилу I с тем чтобы поднять ряд вопросов в этой сфе­ре на государственный уровень / на уровень региона Российской Федерации по зарплате и по техническо­му оснащению школ // (В. В. Путин) [«Прямая линия», 18.12.2001].

Близка к тактике разъяснения тактика комментирова­ния, представленная высказываниями, поясняющими смысл контекста или некоторых слов, а также высказы­ваниями и выражаемыми ими понятиями.

Уникальность положения России определяется спадом промышленного производства после 1990 года. Полу­чается, что наши обязательства на сегодняшний день уже выполнены, выбросы парниковых газов не превыси­ли в 2000 году 70 процентов от уровня 1990 года. Ины­ми словами, Россия имеет «мягкие» обязательства, из которых следует, что от нас не требуется снижать выбросы ниже уровня 1990 года, но мы и не имеем пра­ва их превысить с 2008 по 2012 г. (С. М. Миронов) [Ли­тературная газета. 2004.№ 9].

Заметим, что функции подобных выражений не сводят­ся только к комментированию. Их задачи гораздо шире: структурирование информации, акцентирование внима­ния, указание на то, что имеет место именно диалог, нако­нец, речевое воздействие в широком смысле.

В реализации тактики комментирования большую роль играют вводные слова: правда, действительно, значит, видимо и т. п.

Интерпретация осуществляется и с помощью тактики рассмотрения информации под новым углом зрения.

В этом случае говорящий (адресант) хочет предложить новый взгляд на обсуждаемую проблему, некоторый но­вый аспект рассмотрения проблемы, который (по сверхза­даче) заставил бы адресата пересмотреть ранее вынесен­ные суждения:

Взвешивая все «за» и «против» ратификации Россией Киотского протокола, нужно принимать во внимание целый ряд аргументов и фактов. Киотский протокол впервые может ввести рыночные отношения в сферу охраны окружающей среды...(С. М. Миронов) [Литера­турная газета.2004. № 9];

Думаю, что 7 лет / это совсем многовато // Есть и другая составляющаяэтой проблемы // Вы знаете, я сам думал тоже над этим / и получается, что мы хотим достичь стабильности путем подрыва основ­ного закона государства / Конституции // Как толь­ко начнем править Конституцию / это уже путь к ка­кой-то нестабильной ситуации // Вот стоит только начать / потом не остановиться будет // (В. В. Пу­тин) [Ответы на вопросы доверенных лиц, 13.02.2004]. Тактика указания на путь решения проблемытакже является специализированной в информационно-интер­претационной стратегии. Она предполагает использование определенных приемов:

1.Указание на возможные решения. Например:...вместе с тем государство / и конечно РАО ЕЭС преж­де всего правительство... намерено осуществлятьряд программ / которые будут развиватьэту сферу ...нам систему здравоохранения, так же как и систе­му образования, нужно приспосабливать... к новым ус­ловиям (В. В. Путин) [«Прямая линия», 18.12.2001].

2.Указание на возможные способы достижения реше­ния. Например:

Накопительная часть пенсии будет функциониро­вать следующим образом // Сегодня предприятия и уч­реждения отчисляют пятнадцать процентов / в сле­дующем году в накопительную часть пойдет только два процента // Повторяю! Это будет происходитьпоэтапно / еже­квартально.

Таким образом, информационно-интерпретационная стратегия реализуется через использование различных коммуникативных тактик, что в совокупности демонстри­рует готовность политиков, находящихся у власти, к диалогу с гражданами, а самих этих политиков характеризует как риторов, владеющих разнообразными эффективными речевыми средствами, а значит — умеющими оказывать нужное речевое воздействие, в том числе и в информаци­онной речи.