Элементы метода бухгалтерского учета


Вопрос 2.

Совокупность приемов и способов, применяемых в определенной последовательности и взаимосвязи для отражения объектов бухгалтерского учета, составляет его метод. Каждый отдельный прием или способ называется элементом методом бухгалтерского учета.

 

Цикл бухгалтерского учета включает четыре последовательных этапа обработки и обобщения учетно-экономической информации. Поэтому метод состоит из четырех элементов (рис.3).

 

 


Бухгалтерские счета   Двойная запись
Рис.3. Элементы метода бухгалтерского учета

Группировка и систематизация информации


1.Приемы первичного наблюдения объектов бухгалтерского учета – документирование и инвентаризация. Первичное наблюдение представляет собой информационное обеспечение бухгалтерского учета.

2. Стоимостное измерение объектов бухгалтерского учета. Приемы – оценка и калькулирование.

3. Взаимосвязанное отражение, группировка информации об отдельных объектах бухгалтерского учета. Приемы – счета и двойная запись.

4. Полное (комплексное) обобщение и соизмерение информации об объектах бухгалтерского учета. Приемы – баланс и отчетность предприятия.

 

Документация – способ первичной регистрации объектов бухгалтерского учета. Все записи в учете производятся только на основе документов.

Инвентаризация – проверка фактического наличия имущества и финансовых обязательств организации и сопоставление полученных данных с данными бухучета. По отношению к обязательствам инвентаризация – это сверка расчетов.

Оценка – способ выражения имущества организации в денежном измерителе путем суммирования расходов на его приобретение. Например, основные средства учитываются в бухгалтерском учете по первоначальной стоимости, которая включает в себя стоимость приобретения, транспортные расходы и расходы по установке; товары в магазинах учитываются по розничным ценам, которые складываются из покупных цен, торговой наценки и НДС.

Калькуляция – способ группировки затрат по видам продукции и определение себестоимости всей продукции и единицы продукции.

Счета – способ группировки и текущего учета имущества и его источников, а также хозяйственных операций по качественно однородным признакам.

Двойная запись – это способ отражения хозяйственной операции по дебету одного и кредиту другого счета в одинаковой сумме. Благодаря войной записи объекты бухгалтерского учета получают отражение на счетах во взаимной связи, что имеет важное значение для контроля.

Бухгалтерский баланс – способ экономической группировки и обобщения имущества по составу и источникам образования в денежном выражении на определенную дату.

Бухгалтерская отчетность – совокупность показателей учета, отраженных в форме таблиц и характеризующих движение имущества и обязательств организации за отчетный период (квартал, полугодие, 9 месяцев, год). Она включает бухгалтерский баланс, ряд отчетных таблиц и приложений, пояснительную записку, а также аудиторское заключение.