Онтологические предпосылки свободы человека


Предпосылки свободы познания, деятельности и развития человека

Человеку как субъекту, изучающему себя и окружающий мир, важно знать о возможностях своего познания и его пределах на разных этапах собственного развития. Для этого необходима систематизация элементов, составляющих предмет изучения и выполняющих процесс изучения. Для систематизации введено понятие онтологических предпосылок существования человека, которые отличают человека от других биологических существ, и впервые в биосфере создают у человека особое свойство – свободу деятельности в окружающем мире, и в том числе среди себе подобных. Процесс понимания свободы как принципа образа жизни и осознания присутствия свободы в любой собственной деятельности есть основа и результат личностного индивидуального развития человека.

 

Специфичность понятия свободы характерно только для человека как биологического вида. Свобода образа жизни являются характеристической чертой человеческогосознания, его деятельности и развития. Термин «свобода образа жизни» обозначает наличие у человека возможности выбора своей цели, своего решения и поступка в тех условиях, в которые он попадает (будучи частью Биосферы). Свобода выбора образа жизни есть необходимое условие развития и трансформации человека как биологического вида.

Термин «онтологические предпосылки (или основания)» в науке заключает в себе понятие основ существования человека; сущностные предпосылки его сознания и бытия, от которых человек не может избавиться, не разрушив себя, своё естество. То есть онтологические предпосылки – это естественно присущие свойства, которые изначально даны человеку природой и обеспечивают условия свободного выбора образа жизни.

К онтологическим предпосылкам относятся четыре основных признака - родовая неспециализированность человека, сознание рефлексивного уровня, индивидуализация человека, наличие процесса онтогенеза человека [8].

Свобода образа жизни человека и ее четыре сущностных онтологических составляющих обладают двойственной функцией: являются предпосылкой и результатом индивидуального и исторического развития человека в антропогенезе (эволюционном развитии человека как биологического вида) и антропосоциогенезе (эволюционном развитии человеческого общества). Как предпосылка онтологические характеристики свободы природой заложены в естественную основу существования человека и, обладая свойством развития, онтологические характеристики ступенчато трансформируются, создавая в результате новый уровень существования человека.